Футбол в исламских декорациях
С 20 ноября по 18 декабря в Катаре пройдет чемпионат мира по футболу. Это первый мундиаль, который проводится в мусульманской стране и к тому же зимой

Чемпионат мира по футболу и Олимпиада — самые популярные спортивные мероприятия на планете. За финалом прошлого мундиаля, проходившего в России, наблюдали 1,1 млрд человек. Телевизионная аудитория, которая посмотрела хотя бы одну минуту матча, составила 3,2 млрд. В 2022 году матчи 32 сборных привлекут в Катар как минимум 1,3 млн болельщиков.
Обычно чемпионат мира, проводящийся раз в четыре года, вызывает огромный ажиотаж. Обычно, но не в этот раз. Во-первых, нынешний мундиаль пройдет зимой: Международная федерация футбола (ФИФА) пошла на беспрецедентный слом графика турниров, чтобы не вынуждать игроков бегать по полю при 50 градусах в тени. Во-вторых, турнир организуется на фоне резкого обострения международной обстановки и роста инфляции по всему миру. Посмотрим, сможет ли спортивное мероприятие стать отдушиной в трудные времена или людям сейчас не до футбола.
В последние недели западные СМИ сделали максимум, чтобы чемпионат мира в Катаре ассоциировался не с футболом, а с нарушением прав рабочих на Ближнем Востоке и ЛГБТ-повесткой. Речь даже шла о бойкоте со стороны нескольких стран. Впрочем, цель информационной атаки была не в том, чтобы сорвать игры: это принесло бы слишком большие убытки. Нужно было лишь не дать Катару получить политические и экономические дивиденды от проведения чемпионата.
В России интерес к мундиалю тоже ниже обычного. На повестке дня совсем другой вопрос — СВО. Плюс нашу сборную лишили права даже на стыковые отборочные матчи, а чемпионат без «своих» теряет значительную часть очарования. Поэтому игры впервые не будут показывать на главных федеральных каналах, только на «Матч ТВ».

Чемпионат в обмен на инвестиции и истребители
В декабре 2010 года в Лозанне на конгрессе ФИФА было объявлено, что в результате голосования местом проведения чемпионата мира 2022 года выбрали Катар. Это было неожиданно: Катар — нефутбольная страна с крайне сложным, не подходящим для игры климатом. Кроме того, еще до конгресса сложилось впечатление, что мундиаль отдадут США.
Но выборщики в последний момент предпочли ближневосточную страну. Американцы не простили. После нескольких лет совместного расследования ФБР, американских минюста и налоговой службы состоялся «ФИФА-гейт». Прямо во время очередного конгресса в Швейцарии по обвинению в коррупции была арестована дюжина высокопоставленных чиновников со всего мира. Глава ФИФА Зепп Блаттер и президент Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) Мишель Платини покинули свои посты и стали фигурантами уголовных дел. Общая сумма полученных ими взяток, по данным американцев, превысила 150 млн долларов. Однако однозначные доказательства покупки катарцами права проведения чемпионата так и не нашлись.
Как же Катар получил мундиаль? В начале ноября бывший президент ФИФА Зепп Блаттер выдал сенсационные подробности. «Проведение турнира в Катаре — это ошибка. В то время мы договорились в исполнительном комитете, что ЧМ-2018 получит Россия, а ЧМ-2022 — США. Было бы жестом мира, если бы два давних политических противника, две сверхдержавы провели игры друг за другом. Но за неделю до конгресса ФИФА в 2010 году мне позвонил Платини и сказал, что наш план не сработает. Он был приглашен во дворец президента Саркози, который только что обедал с наследным принцем Катара. Саркози сказал Платини: “Подумайте, что вы и ваши коллеги из УЕФА можете сделать для Катара, когда будет присуждаться право проведения чемпионата мира. Платини спросил у меня: “Зепп, что бы вы сделали, если бы ваш президент попросил вас о чем-то? Благодаря четырем голосам Платини чемпионат достался Катару, а не США. Это правда. Конечно, дело было в деньгах: через полгода Катар купил у Франции истребители за 14,6 миллиарда долларов», — рассказал Блаттер в интервью Tages-Anzeiger.
Скорее всего, сделка между французами и катарцами была более объемной. В 2011 году суверенный фонд приобрел любимую команду Саркози — парижский ПСЖ. Команда была убыточной и имела большие долги. Катар вложил в нее более двух миллиардов долларов. Плюс к этому во Франции был запущен филиал «Аль-Джазиры» — телеканал beIN Sports. Он многие годы финансировал весь французский футбол: за трансляцию катарцы платили 600–700 млн евро в год. Это был один из крупнейших контрактов на телетрансляции в мире спорта.
Однако в октябре-ноябре давление на страну-хозяйку оказывали не американцы, а немцы — именно они чаще всего говорили о возможном бойкоте чемпионата. Трудно не увидеть в этом «газовый след»: в тот момент Германия вела переговоры с Катаром, стремясь заключить долгосрочный контракт для замещения российского газа. Сделка не состоялась, и спорт задействовали как один из рычагов влияния.

Футбол в стране запретов
Мундиаль впервые проводится в мусульманской стране, а значит, конфликты между общепринятыми нормами и локальными правилами неизбежны. Два года назад, уступая критике, Катар отменил кафалу — систему трудовых отношений, принятую в странах Ближнего Востока. Она предполагает, что всем иностранным рабочим в Катаре требуется местный спонсор — физическое лицо или компания. Спонсор несет ответственность за подопечного, и только с его разрешения иностранец может поменять работу или выехать из страны. Европейские СМИ называли кафалу современным вариантом рабства, катарцы же считали, что эта система позволяет контролировать ситуацию с мигрантами.
Сегодня одна из точек напряжения на ЧМ — алкоголь, который для болельщиков является неотъемлемым элементом футбольной культуры. В Катаре, где государственной религией является ислам, распитие спиртных напитков в общественных местах строго запрещено. Сейчас высокоградусные напитки можно купить только в некоторых отелях Дохи и в специализированных магазинах для иностранцев. Катар по договоренности с ФИФА согласился смягчить требования относительно алкоголя на время чемпионата. Была разрешена торговля пивом на стадионах и в фан-зонах.