У этой крошечной машинки со смешным дизайном много регалий

Вокруг светаАвто

Маленький, да удаленький: как «Жук» стал автомобильным символом целой эпохи и пережил ее

У этой крошечной машинки со смешным дизайном много регалий. Самый массовый автомобиль в истории никак не может уйти в прошлое окончательно

Маша Веселова

История «Жука» началась задолго до Второй мировой, еще в 1933 году. Адольф Гитлер, только-только ставший рейхсканцлером Германии, озвучил конструкторам требование: для нации, для каждой «истинно немецкой семьи» нужен надежный и дешевый автомобиль стоимостью не более 1000 рейхсмарок (средняя зарплата рабочего тогда составляла около 200 рейхсмарок).

Заявление вызвало ажиотаж, ведь в те годы мечта обычного немца о личном транспортном средстве была почти недостижимой. Политик пообещал: если автопромышленность страны не сможет выпускать автомобили по указанной им цене, этим займется правительство.

Как майский жук

Требований к машине было не так много: расход топлива не более 8 литров на 100 км, компактность, простота в обслуживании, но чтобы внутри размещались пятеро взрослых и чтобы разгоняться авто могло до 100 км/ч.

Говорят, эскиз набросал сам Гитлер: «Он [автомобиль] должен быть как майский жук. Достаточно только понаблюдать за природой, чтобы понять, как должны выглядеть обтекаемые линии».

В те же годы начали строить и знаменитые автобаны, дороги, опередившие время. Уже тогда они были многополосными, с качественной разделительной полосой, развязками, местами для отдыха. Для нацистов дороги стали мощным инструментом пропаганды. Автобанам посвящали плакаты, открытки, почтовые марки.

К 1938 году конструкторы определились с проектом «народного автомобиля» окончательно. Машина с усиленным несущим плоским днищем вместо рамы — «брюшко» «Жука». Круглый кузов. Оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, рабочим объемом 985 куб. см. Задний привод.

Торжественная церемония 26 мая 1938 года на заводе Volkswagen возле Фаллерслебена: рейхсканцлер Адольф Гитлер беседует с автомобильным конструктором Фердинандом Порше перед одним из презентационных автомобилей Kraft durch Freude («Сила через радость»)

Конечно, будущее производство оказалось тесно связано с политической пропагандой. Даже сам проект получил условное название KdF-Wagen («Сила через радость» — это нацистский девиз). Денег на производство не хватало, и народный фронт предложил немецким гражданам систему предоплаты.

Любой гражданин Третьего рейха мог еженедельно откладывать на специальный счет 5 марок. Таким образом, менее чем через 4 года он должен был стать счастливым обладателем новенького автомобиля, только-только покинувшего конвейер. Кампания привлекла в Берлинский банк более 335 тысяч клиентов. Впоследствии многие из них долго судились с Volkswagen.

Второе рождение

Вторая мировая война нарушила все планы производителя: к ее началу ни одного гражданского автомобиля выпущено не было, а завод перепрофилировали под нужды военного времени. На нем ремонтировали самолеты и собирали армейские вездеходы. Причем к 1944-му большую часть рабочей силы составляли военнопленные и узники концлагерей. По окончании войны они были освобождены.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Спорткар-кроссовер. Mansory превратила Lamborghini Urus в купе Спорткар-кроссовер. Mansory превратила Lamborghini Urus в купе

Тюнинг-ателье Mansory представило новую работу – двухдверный Lamborghini Urus

4x4 Club
Как появился знаменитый русский жест, призывающий выпить Как появился знаменитый русский жест, призывающий выпить

Всякий взрослый россиянин знает, что означает щелчок по горлу пальцами

Maxim
Откуда температура Откуда температура

Всегда ли нужно сбивать повышенную температуру?

Лиза
«Вера»: роман о заблуждениях, из-за которых женщины готовы мириться с зависимостью «Вера»: роман о заблуждениях, из-за которых женщины готовы мириться с зависимостью

Отрывок из романа Элизабет фон Арним «Вера»

Forbes
О, беззаряженный! Тест-драйв электромобиля Evolute i-Pro О, беззаряженный! Тест-драйв электромобиля Evolute i-Pro

Приспособлена ли Evolute i-Pro к нашим условиям?

РБК
Злое колдунство Злое колдунство

Как сглаз и порча вредят экономикам

N+1
«Все молодцы, кроме меня»: как синдром упущенной выгоды портит нам жизнь «Все молодцы, кроме меня»: как синдром упущенной выгоды портит нам жизнь

У тебя бывало ощущение, что все, кроме тебя, живут насыщенной?

VOICE
«Рациональность» «Рациональность»

Отрывок из книги Стивена Пинкера «Рациональность»

N+1
«Я здесь как инопланетянин»: рассказ учителя, который после США переехал в сибирскую глубинку «Я здесь как инопланетянин»: рассказ учителя, который после США переехал в сибирскую глубинку

Марат решил изучить российскую провинцию — и нисколько не жалеет о переезде

Вокруг света
Олимпийская чемпионка Анна Щербакова — о тренировках с Этери Тутберидзе и жизни после Олимпийских игр Олимпийская чемпионка Анна Щербакова — о тренировках с Этери Тутберидзе и жизни после Олимпийских игр

Анна Щербакова — о том, почему спорт не всегда помогает в обычной жизни

СНОБ
Посмотри мне в глаза Посмотри мне в глаза

Как убрать нависшее веко: методы, которые помогут справиться с проблемой

Лиза
Если в самолет постучали снаружи: правдивая история пилота Если в самолет постучали снаружи: правдивая история пилота

Откровенный рассказ о самых необычных и сложных рейсах

Вокруг света
Юрий Грымов: Юрий Грымов:

Я считаю, что никакой преемственности в искусстве нет и быть не может

Коллекция. Караван историй
«Алхимия и жизнь» «Алхимия и жизнь»

Как люди и материалы меняли друг друга

N+1
Джон Макгрегор: «Споткнуться, упасть, подняться». Драма о силе и уязвимости Джон Макгрегор: «Споткнуться, упасть, подняться». Драма о силе и уязвимости

Отрывок из романа «Споткнуться, упасть, подняться» Джона Макгрегора

СНОБ
7 знаковых моментов Gucci под руководством Алессандро Микеле, которые мы запомним 7 знаковых моментов Gucci под руководством Алессандро Микеле, которые мы запомним

Gucci под руководством Алессандро Микеле: модная эпоха, которую мы запомним

Правила жизни
Чизкейк из йогурта Чизкейк из йогурта

Йогуртовый чизкейк с ярким лимонным ароматом

Weekend
Анна Большова: Анна Большова:

У нас в театре такого еще не было, это беспрецедентный случай

Коллекция. Караван историй
Роскошные средства передвижения: 10 самых дорогих автомобилей Роскошные средства передвижения: 10 самых дорогих автомобилей

Топ-10 самых дорогих автомобилей в мире по состоянию на 2022 год

Вокруг света
Пошел в зал — и растолстел: как это работает? Пошел в зал — и растолстел: как это работает?

Рано или поздно каждый мужчина пытается взять штурмом «качалку»

Maxim
Реклама переезжает в смартфон Реклама переезжает в смартфон

Почему компании все чаще выбирают мобильную рекламу

Деньги
Лес исторических заблуждений Лес исторических заблуждений

Путешествие по следам Большого террора в онлайн-проекте «Сандормох»

Weekend
Колониальный долг Колониальный долг

Индия требует от Великобритании вернуть сокровища

Деньги
Секс в 90-е и сейчас: 12 кардинальных различий Секс в 90-е и сейчас: 12 кардинальных различий

Каким был секс в 90-е?

Maxim
Пока не поздно Пока не поздно

Как вести себя сейчас, чтобы не было обидно в старости

Лиза
5 фактов о берестяных грамотах 5 фактов о берестяных грамотах

5 неизвестных фактов о древних документах

СНОБ
Модный приговор Модный приговор

Omoda — открытие года

Автопилот
Princess F65 Princess F65

Новая яхта Princess F65 стала флагманом популярного F Class

Y Magazine
Теперь, как тогда Теперь, как тогда

Холодный взгляд на чужое прошлое в сериале Адама Кёртиса о перестройке

Weekend
Полба, перловка, пшенка: полезные крупы, о которых мы забыли Полба, перловка, пшенка: полезные крупы, о которых мы забыли

Чтобы сделать свой рацион разнообразным и здоровым, начни с полезных круп!

Лиза
Открыть в приложении