Электрический шок
Новый электрический премиальный кроссовер Jaguаr I-Pace, который скоро будет продаваться в России, дает много оснований полагать, что электрокары имеют ряд важных потребительских преимуществ и в будущем могут потеснить на рынке традиционные автомобили
«Будущее уже наступило» — эта фраза пульсирует у меня в голове, когда я закладываю лихой поворот на горном серпантине близ португальского города Фару, сидя за рулем нового электрического кроссовера Jaguar I-Pace. Этот автомобиль настолько необычен, что испытываешь от него нечто вроде электрического шока в хорошем смысле, понимая, что такие машины действительно имеют шансы вытеснить с рынка бензиновые и дизельные автомобили, на которых мы ездим сейчас.
Полеты во сне и наяву
Начать стоит с того, что электрический Jaguar I-Pace движется абсолютно бесшумно, и поначалу это очень непривычно. Слышишь только тихое шуршание колес да шелест ветра. С распространением электрокаров мегаполисы вздохнут с облегчением, забыв про рев моторов традиционных машин. Правда, столь тихое движение представляет проблему для пешеходов — они не слышат, как приближается автомобиль, и это надо учитывать, когда ты за рулем «электрички».
Под капотом у I-Pace ничего нет: с удивлением обнаруживаем здесь дополнительное багажное отделение. В движение машина приводится двумя электромоторами, которые установлены в самом низу на каждой из осей, их совокупная мощность достигает нешуточных 400 лошадиных сил. Батареи — другой ключевой элемент электрокара — тоже выложены внизу, вдоль пола. Конструкция машины максимально облегчена за счет широкого использования алюминиевых деталей. Но батареи — это тяжелый груз, от которого никуда не деться, и общий вес электрокроссовера гораздо больше, чем у традиционного автомобиля, — 2,1 тонны.
Однако за счет того, что батареи и электродвигатели находятся в самом низу машины, у I-Pace получился очень низкий центр тяжести, почти как у гоночных автомобилей «Формулы-1». Благодаря этому машина управляется так, как не снилось даже пилотам самых совершенных традиционных спорткаров: без малейших кренов и сносов она выписывает очень крутые дуги и «вышивает» один за другим коварные изгибы горного серпантина, даря неповторимые эмоции от самой возможности такого вождения.
Ну и ускорение!.. То, как I-Pace набирает скорость, наполнит восторгом и адреналином даже самого скупого на эмоции водителя. В электрокаре, как известно, нет коробки передач — то, над чем бьются лучшие инженерные умы традиционного мирового автопрома. И даже самая совершенная многоступенчатая КПП не в состоянии так совершенно передавать мощный крутящий момент, как это делает электродвигатель, который напрямую передает 696 ньютон-метров на оси, создавая плавное, без рывков, и очень стремительное ускорение. По паспорту электрический Jaguar разгоняется до 100 км/ч всего за 4,8 секунды — показатель очень высокий. И при этом ощущения от динамики совершенно особые: тело вжимает от ускорения в кресло, а все остальные участники дорожного движения тут же остаются позади.
И еще интересный момент: опционально в машине можно задать функцию ePedal — электронной педали газа. Это значит, что, как только ты отпускаешь педаль, машина начинает тормозить — включается режим рекуперации, в результате чего батареи дополнительно подзаряжаются в движении. Таким образом, управлять машиной на трассе или в городе можно, по сути, одной педалью газа, не используя при этом педаль тормоза. Поначалу это непривычно, но потом начинает казаться, что так действительно удобнее: не надо постоянно переставлять ногу с газа на тормоз и обратно.
Все на зарядку
Теперь с небес высокой динамики и разгона электрокара опустимся на землю: посмотрим на запас хода и зарядку. I-Pace имеет состоящую из 432 ячеек литий-ионную батарею емкостью 90 кВт·ч, что, как заявлено, обеспечивает запас хода 480 км. По ощущениям, в реальности пробег от одной зарядки все-таки меньше. Во время тест-драйва мы проехали на машине чуть более ста километров, и уровень зарядки от полной стал показывать 65%. Так что при агрессивной езде, включенном кондиционере, музыке и проч., машина, скорее всего, способна проехать километров триста пятьдесят, а может, даже меньше. Хотя и такое расстояние можно назвать вполне достаточным для повседневного использования.
Что касается зарядки, то быстрее всего наполнить аккумуляторы энергией получится с помощью специальной мощной стокиловаттной точки зарядки — в этом случае владельцы смогут поднять уровень заряда батареи с нуля до 80% всего за 40 минут, то есть потратить порядка 15 минут на то, чтобы автомобиль смог проехать еще 100 км. Если же заряжать автомобиль дома, через бытовую электросеть (AC-точку на 7 кВ), то потребуется 10 часов, чтобы довести уровень заряда до 80%. Таким образом, оптимальное решение здесь — как в случае с мобильным телефоном: ставить машину на зарядку на ночь, чтобы к утру получить полностью заряженную батарею.
В России зарядных станций для электромобилей пока раз-два и обчелся. Поэтому пользоваться такими машинами смогут лишь те, у кого всегда под рукой собственный гараж с розеткой. Из других неудобств сомнения вызывает работоспособность электрокара в хороший русский мороз — ведь батареи при сильной отрицательной температуре теряют емкость. Впрочем, производители I-Pace заявляют, что испытывали его в Швеции при температуре минус тридцать и что в машине предусмотрена специальная система подогрева, которая позволяет защитить батареи в сильный холод. Есть также есть опасения, что батареи терять емкость с годами. В Jaguar заявляют, что дают гарантию восемь лет. При этом срок службы самих батарей, по словам инженеров компании, превышает средний срок службы автомобиля (15 лет) в два-три раза. Но насколько эти обещания верны, можно будет проверить только со временем.
Угроза автопрому
Важное преимущество электромобиля типа Jaguar I-Pace — дешевое обслуживание. Зарядка обходится в сущие копейки (в России где-то до 100–150 рублей за одно пополнение батареи).
Не надо менять моторное масло и прочие рабочие жидкости, как в двигателе внутреннего сгорания. Электродвигатель прост и неприхотлив, он не требует ремонта даже при больших пробегах. В Jaguar заявляют, что официальное межсервисное обслуживание машины предполагается раз в два года при пробеге 20 тыс. километров, при этом оно будет дешевле обслуживания традиционных Jaguar.
Но за все преимущества электрических машин пока приходится платить их более высокой ценой. В Великобритании новый Jaguar I-Pace стоит от 63,5 тыс. фунтов стерлингов (при этом государственные субсидии позволят снизить эту цену на 4500 фунтов), то есть он на 30–50% дороже традиционных машин такого же класса. В России официальная цена пока не объявлена, машину обещают начать продавать ближе к осени; цена составит предположительно 5–6 млн рублей. Это, конечно, дороже, чем похожие машины той же марки, — например, такого же класса традиционный Jaguar E-Pace стоит 2,5–3 млн рублей.
Jaguar первым из числа традиционных премиальных брендов выводит на мировые рынки свою первую полностью электрическую модель. Например, Audi начнет продавать свой E-tron, а Mercedes — EQ чуть позже, не раньше конца года.
Пока Jaguar вступает в конкурентную схватку за премиальный электрокласс с единственным конкурентом — Tesla. Уже понятно, что электрические кроссоверы от этого американского производителя в виде Model X стоят существенно дороже — например, в Британии цена на Model X начинается с 70,5 тыс. фунтов, а в России эта машина предлагается по цене от семи миллионов рублей.
Понятно, что из-за высоких цен и неразвитой инфраструктуры Jaguar на первых порах не рассчитывает на значимые продажи своего I-Pace в России. Пока во многом это имиджевый продукт, призванный продемонстрировать компетенции компании в новых технологиях. К тому же, хотя общемировые продажи электрокаров в абсолютных величинах пока невысоки, динамика очень бурная: в прошлом году в мире было продано 1,2 млн новых электромобилей, на 57% больше, чем в 2016-м. По итогам текущего года продажи могут вырасти еще на 50%, а через 10–12 лет могут вырасти более чем до 40 млн штук в год (см. график).
Для традиционных производителей стремительное развитие продаж электрокаров может иметь драматические последствия: самый дорогой элемент таких машин — батареи, на производстве которых будут зарабатывать уже не автомобильные концерны, а другие компании. Кроме того, очевидно, что автокомпании будут терять маржу и в плане обслуживания и продаж запчастей. «Мы понимаем это, — сказал “Эксперту” Джон Страттон, специалист по коммуникационным технологиям Jaguar Land Rover. — Но все же наша компания не может стоять в стороне от внедрения новых технологий, ведь очевидно, что электромобили будут пользоваться спросом. Что же касается источника заработка, то я уверен, что в будущем для таких компаний, как наша, откроются те или иные новые возможности, ведь рынок новых технологий быстро меняется, и на нем всегда можно найти перспективные с точки зрения бизнеса ниши».
Фару — Москва
Футбольная лихорадка
В честь мирового футбольного турнира при поддержке компании Hyundai в московской галерее Hyundai Motorstudio открыт Музей мирового футбола FIFA. На выставке представлены специально отобранные экспонаты: кубки, официальные мячи чемпионатов, личные вещи, принадлежавшие Пеле, Диего Марадоне, Льву Яшину, Лионелю Месси, Криштиану Роналду.
Hyundai сотрудничает с FIFA с 1999 года, а в этом году выступает в качестве официального автомобильного партнера чемпионата мира по футболу в России. В преддверии мундиаля компания передала оргкомитету FIFA 530 автомобилей Hyundai и Genesis, а также анонсировала продажи автомобилей «чемпионской» серии, куда вошли модели Solaris, Elantra, Tucson и Creta; серия ограничена общим тиражом 20 тыс. единиц.
В России активизировался «социальный каршеринг»
В России повышается спрос на так называемый социальный каршеринг, когда автомобили в аренду сдают не каршеринговые компании, а частные лица. По словам Александра Ладыгина, генерального директора онлайнсервиса Rent A Ride, этим летом спрос на аренду личных машин в России вырос в несколько раз. Во многом это объясняется тем, что в отпускной сезон люди стали чаще путешествовать на автомобиле. Развитию такого варианта аренды способствовал и чемпионат мира по футболу: билеты на транспорт до городов проведения матчей были раскуплены заранее, цены на них выросли, и болельщики, в том числе иностранные, охотно арендовали частные автомобили, чтобы туда добраться. В мире подобные сервисы аренды и сдачи личных автомобилей внаем уже довольно распространены — по некоторым оценкам, ими пользуются уже более 15 млн человек.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl