Трагедия «Ромео и Джульетта», поставленная творческим тандемом из Эстони

ЭкспертКультура

«Джульетта»: медленные поцелуи, нервные танцы, много песен и мало текста

Одним из спектаклей самых масштабных гастролей в новейшей истории БДТ стала версия шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», поставленная творческим тандемом из Эстонии Тийтом Оясоо и Эне-Лийс Семпер

Вячеслав Суриков

Ромео второй — Иван Федорук, Джульетта — Муся Тотибадзе

Заявленная в названии героиня на сцене появляется, как и ее легендарный возлюбленный Ромео, но авторы постановки вовсе не собираются оправдывать ожидания зрителей и услаждать их зрение и слух шекспировским текстом, тем более что ожиданий, скорее всего, никаких и нет. Образ шекспировских произведений становится все более размытым — они превратились в классику, которая если и оживает в своем первозданном образе, то лишь в старых кинолентах и на сценах театров, пытающихся сохранить свою архаику вопреки художественным веяниям времени. Но сам Шекспир никуда не делся — он, словно призрак, незримо присутствует на сцене каждого из театров и продолжает исподволь вторгаться в сознание драматургов, и те не могут не вести с ним диалог в своих постановках. Режиссеры вновь и вновь выбирают его пьесы как тексты, описывающие самый надежный маршрут к сердцам зрителей, и отправляют по нему актеров. И те в который раз создают на сцене персонажей, порожденных воображением британца, а те вновь поражают своим совершенством.

В «Джульетте» главная героиня — актриса, жаждущая перевоплотиться в шекспировский персонаж. Она существует в двух реальностях: на сцене и за ее пределами. В спектакле эта запредельная реальность транслируется посредством видеокамеры. С ее помощью мы проникаем в квартиру, где девушка еще не Джульетта, но уже готова ею стать. Ромео раздваивается буквально: в пространстве за пределами сцены его играет Геннадий Блинов, на сцене — Иван Федорук. Ромеопервый существует в той архаичной реальности, где любовь все еще сильнее смерти, Ромео-второй всего лишь играет в любовь, для него это нечто зыбкое — чувство, которое если и возникает в его судьбе, то успевает родиться и умереть в течение одного поцелуя. Его поцелуй с Джульеттой длится и длится, актеры цепляются друг за друга губами, подчеркнуто долго не отрываясь, изловчась при этом вышагивать по сцене и вертеться вокруг оси, которая на миг становится единой для двух тел.

Синьора Капулетти — Варвара Павлова, Парис — Рустам Насыров

Камера работает с самого начала спектакля — она показывает нам сверхкрупные планы артистов. Сначала они занимают весь экран, растянутый прямо перед сценой, затем он приподнимается над сценой, и камера продолжает работать: зритель может наблюдать происходящее на сцене как напрямую, так и экранную версию. Первое действие «Джульетты» — это одновременно и кино, и театр: при этом и та и другая версия сосуществуют на равных правах и с одинаковой силой притягивают взгляд. Театральная версия более сложно устроена, она более насыщена энергией: мы видим, как тела актеров объединяются с помощью ритма и текста в единый организм, и тот начинает выплескивать энергию в зал. Текст при этом важен меньше всего. Актеры еще без костюмов и без грима на наших глазах начинают перестраивать свои эмоции под тех персонажей, которых им предстоит сыграть, и превращаться в них. И это превращение и есть то самое представление, на которое зрители и были приглашены.

Актеры начинают создавать вихрь в пространстве сцены: они поют и танцуют, но это меньше всего похоже на артистические песни и танцы, призванные услаждать слух и взор зрителя. Это что-то вроде энергетического выплеска в зал, перебрасывающего мост сквозь пространство и время, по которому и они сами, и зрители должны вторгнуться в новую реальность — реальность, которая еще не существует, но вот-вот возникнет. На сцене начинает звучать ритуальный барабан, и артисты начинают порывистый танец, сопровождаемый выкриками в микрофоны по ту и другую сторону сцены, отдаленно напоминающими популярные песни прошлого века как зарубежной, так и отечественной эстрады. Лейтмотив этого почти магического действа — песни группы «Ленинград». Они звучат в полноценном музыкальном сопровождении — чтобы их исполнить, актеры берут в руки музыкальные инструменты, и, о чудо, они и в самом деле играют на них, а не изображают из себя музыкантов — превращение начинается: актеры уже почти перестали быть самими собой.

Во втором действии они уже в костюмах и париках, но привычное пространство каким-то неведомым образом исказилось, и артисты оказались на сцене, где в классический текст поместилось сразу несколько жанров. Персонажи подпадают под влияние актеров, которых раздирают собственные страсти, и отклоняются от привычных сюжетных линий: слова, которые они произносят, остаются теми же, но их наполнение — другое. Сцена, в которой решается судьба Джульетты, когда та узнает, что ей уготовано родителями супружество со знатным Парисом, — фантастически смешна. Актер Руслан Барабанов, играющий синьора Капулетти, о чем мы узнаем в первом действии, во втором демонстрирует невероятный комический дар, который в первом действии в нем даже не угадывался. Это клоунада высшего уровня, которой под силу трагедию превратить в комедию. Но самое невероятное — перевоплощение актеров, которые перед этим полтора часа убеждали нас в том, что ничто нечеловеческое им не чуждо, вдруг преображаются, и кем бы они ни были в этот момент, они почти неузнаваемы по отношению к самим себе всего лишь каких-то полтора часа назад.

Ромео второй — Иван Федорук, Ромео первый — Геннадий Блинов, Джульетта — Муся Тотибадзе

И только Ромео-первый остается самим собой. Играющий его Геннадий Блинов максимально обнажает внутренний мир своего персонажа, и мы верим, что этот мир не придуман, что он в самом деле существует. Ромео-первый прорывается из мира условно реального в мир ирреальный, чтобы вступить с Ромеовторым в схватку за свою возлюбленную, которую он и в самом деле любит, в отличие от своего соперника, который лишь изображает любовь. Ромео-первый, подобно Орфею, погружается в глубины иллюзорного мира, чтобы вывести из него Джульетту-Эвридику — ее играет приглашенная актриса Муся Тотибадзе, — заблудившуюся в шекспировской трагедии, обольщенную несуществующим миром и поверившую в его реальность. Но это и в самом деле мастерски сконструированная вселенная — поэтическая и драматургическая сила, которой был наделен Шекспир, — под стать титанической, и она с необыкновенной силой втягивает в себя и актеров, и совершенный мир, и в который раз становится историей про сейчас.

Шекспировские герои в «Джульетте» разговаривают на языке эстрадных шлягеров, которые, подобно сосудам, вбирают в себя человеческие эмоции. Здесь, на сцене, их тексты равны шекспировским стихам — те всплывают в пространстве между песнями и танцами, они из них вытекают и потом в них же впадают. Тексты Сергея Шнурова — они наиболее полно представлены в спектакле, в нем даже звучит песня, написанная специально для него, — существуют наравне с текстами Уильяма Шекспира. Это сравнение не кажется искусственным. Мы привыкли к мысли, что Александр Пушкин, явись он со своим умом и талантом в наши дни, чтобы жечь глаголом сердца людей, был бы обречен освоить и игру на электрогитаре, как и Шекспир, — иначе их не то что обжечь, до них и достучаться нельзя. Но если достучаться, в них может пробудиться глубинная память и перебросить на четыреста лет назад, когда любовь еще могла быть сильнее смерти.

«Джульетта» Тийта Оясоо и Эне-Лийс Семпер — спектакль с очень сложносочиненной архитектурой, в котором актеры проявляют сверхспособности к перевоплощению и играют на пределе возможностей. Это новый необычный способ рассказывать историю, у которой нет привычной линейной протяжности и где сюжет только угадывается. Это не концертное шоу и не спектакль, в котором актеры изображают других людей. Создатели спектакля берут текст Шекспира как партитуру и создают свое собственное произведение, не умаляя всех достоинств первоисточника. Они решают задачу, над которой ломали головы их предшественники: связать текст, написанный в стремительно отдаляющемся прошлом, с современностью, рассказать с его помощью зрителям о них самих сегодняшних, скрестив театр с эстрадным шоу в его самой радикальной форме. Спектакль загоняет зрителя в ловушку его собственных эмоций. Пока идет действие, он не отпускает зрителя ни на секунду. Короткая передышка в антракте — и снова начинается гонка чувств, в которой не будет победителей.

В финале — вновь песня Сергея Шнурова. Во вселенной «Джульетты» — еще один гимн, призванный выразить мироощущение современного трагического персонажа, застрявшего между небом и землей, рвущегося вверх, однако срывающегося вниз на самых подступах к цели, жаждущего любви, но неспособного открыть ее в самом себе, ставшего той частью силы, что хочет добра — и вечно совершает зло: «Никого не жалко, никого, ни тебя, ни меня, ни его».

Синьор Капулетти — Руслан Барабанов, синьора Капулетти — Варвара Павлова, Джульетта — Муся Тотибадзе

Фото: Станислав Левшин

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Конкуренцию за желудок Советский Союз, конечно, проиграл» «Конкуренцию за желудок Советский Союз, конечно, проиграл»

Товарный дефицит сыграл свою роль в падении СССР

Эксперт
«Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях «Когда долго не идут лайки, я думаю, что у меня уже просто шизофрения». Поэтесса Любовь Макаревская о новой книге, дейтингах и стихотворениях

Любовь Макаревская о новой книге, молодости, дейтингах и ее стихотворениях

СНОБ
Против агрессивного большинства Против агрессивного большинства

В 1989 году в числе депутатов оказался академик Андрей Сахаров

Дилетант
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
«Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность «Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность

Почему дисциплинированность недооценена и как она помогает нам в жизни

Psychologies
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Построить свое королевство Построить свое королевство

Есть у каждой семьи давняя история, о которой мы знаем или догадываемся

Psychologies
«Фотокасса» сэкономит еду «Фотокасса» сэкономит еду

В России активно внедряются первые в мире умные весы на основе нейросети

Монокль
Подводный меч страны Чучхе Подводный меч страны Чучхе

Военно-морские силы КНДР обладают одним из крупнейших в мире подводных флотов

Наука и техника
Игры торговых сетей Игры торговых сетей

Как ритейлеры зарабатывают на геймификации

Деньги
Моя гениальная мелодрама Моя гениальная мелодрама

«Моя гениальная подруга»: четвертый сезон экранизации бестселлера Элены Ферранте

Weekend
Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики

Список самых бесполезных пластических операций

VOICE
Генетический бум: что ДНК-тест знает о прошлом Генетический бум: что ДНК-тест знает о прошлом

В генеалогии активно развивается новое направление – генетическая генеалогия

Psychologies
Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6 Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6

Новый Passort от Honda: смесь классического SUV и копия Isuzu Rodeo

4x4 Club
5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы 5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы

Тренировки на больничном: что делать, если вы чувствуете себя не на все сто?

Men Today
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
Лебединый хрип Лебединый хрип

«Мария»: Анджелина Джоли в байопике Марии Каллас

Weekend
Система Юпитера: рождение пожирателя миров Система Юпитера: рождение пожирателя миров

Юпитер огромен. Настолько, что сухие цифры его величия ни о чем уже не говорят

Наука и техника
Настенный микс Настенный микс

Как комбинировать разные виды обоев в комнате

Лиза
7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво 7 реальных историй хотела здорово, получилось красиво

Истории читательниц, которые хотели сделать вклад в здоровье, а получили красоту

Новый очаг
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Открыть в приложении