Российским компаниям нужно постараться, чтобы завоевать рынки Юго-Восточной Азии

ЭкспертБизнес

Драконы с хорошим аппетитом

Российским компаниям придется сильно постараться, чтобы завоевать рынки Юго-Восточной Азии: российский импорт туда до сих пор состоит в основном из сырья и в лучшем случае сельхозпродукции, зато страны региона уже поставляют в Россию продукцию высоких переделов

Евгения Обухова, Евгений Огородников

Автомобильный рынок Вьетнама практически пуст, но на нем уже завязывается борьба между российскими, японскими, корейскими и другими автопроизводителями. Фото: Евгения Обухова

Круглая плотная маска на рот и нос, шлем, очки, часто — куртка с капюшоном и фартук. Таково снаряжение водителя во Вьетнаме. До сих пор основные средства передвижения в стране — велосипед и мопед. В Хошимине и Ханое в часы пик миллионы мопедов заполняют улицы, на них едут рабочие и офисные барышни, целые семьи с несколькими детьми, на них же везут грузы и используют как такси. По уровню автомобилизации Вьетнам плетется в хвосте большинства стран — менее 20 (!) автомобилей на тысячу жителей. Налог на импортный автомобиль может доходить до 60% его стоимости, в стране есть несколько сборочных производств, открытых японскими, американскими и другими концернами, но по сравнению с другими странами рынок можно считать практически пустым. Неудивительно, что проникнуть на него мечтают все автопроизводители, в том числе российские. Однако разговоры о создании российско-вьетнамского автомобильного СП ведутся третий год, и, несмотря на присоединение Вьетнама к ЕАЭС, о прорыве говорить пока не приходится.

Вьетнам — один из перспективнейших рынков практически для всех наших отраслей, от тяжелой промышленности до аграриев и небольших инновационных компаний. И сам по себе, и как часть содружества АСЕАН. Но завоевать Юго-Восточную Азию нашим экспортерам будет непросто.

Новые драконы подрастают

Сейчас в Юго-Восточной Азии идет активное развитие стран — так называемых азиатских драконов второй волны. Напомним, «драконами» первой волны были в 60-70-е годы прошлого века Южная Корея, Япония, Тайвань и Гонконг.

Участники второй волны — члены АСЕАН (см. карту). В общей сложности в них сейчас проживает более 620 млн человек, совокупный ВВП стран — членов АСЕАН составляет 2,6 трлн долларов (данные за 2016 год), внешнеторговый оборот — 2,5 трлн долларов. Для сравнения: в Евросоюзе проживают 512 млн человек, а ВВП региона — 16,4 трлн долларов. Зато темпы роста экономик стран АСЕАН превышают среднемировые.

Одна из ведущих экономик блока АСЕАН — Таиланд, в представлении русского человека — страна туризма и пальм. Однако туризм далеко не ведущая отрасль экономики Таиланда, более 40% в структуре ВВП этой страны занимает промышленность. Еще около 10% дает сельское хозяйство. При этом промышленность Таиланда достаточно высокотехнологична, главные экспортные статьи — электроника и автомобили, кроме того, машины и оборудование и продукция нефтехимии.

Таиланд воспользовался всеми своими конкурентными преимуществами: уникальным географическим положением — в центре Юго-Восточной Азии, близостью моря и дешевым трудом. С ориентацией поначалу на рынки АСЕАН, а после и на мировые рынки Таиланд стал крупнейшим экспортером продукции с высокой добавленной стоимостью. Этим же путем шли Япония и Южная Корея, перед тем как стать развитыми экономиками.

Инфраструктура в Таиланде развита прекрасно. Энергетический сектор страны держится на газовой генерации (60% в выработке электроэнергии). Таиланд добывает на своих шельфовых месторождениях до 40 млрд кубометров газа ежегодно, и это одна из ведущих отраслей страны. Сопоставимые объемы добывают Великобритания и Нидерланды. Страна обладает сетью качественных автомобильных дорог, современными портами, сетью железных дорог и аэропортами. В эти объекты инфраструктуры правительство вложило немалые деньги, и именно на них делается ставка при комплексном развитии территорий. Государство инициирует сложные проекты, такие как транспортные коридоры — с автомобильной и железной дорогой и портом, а инвесторам предлагает воспользоваться предлагаемым инфраструктурным скелетом. Территории вдоль этих логистических маршрутов отдаются под промышленную, коммерческую или жилищную застройку. Такой принцип организации хозяйства дает на один бат вложений еще два-три бата инвестиций от бизнеса. Основная часть инвестиций в страну поступает из США и Японии, эти же страны являются основными покупателями продукции, произведенной в стране.

Российско-таиландский товарооборот пока не в нашу пользу — в 2017 году он в целом составил 2,2 млрд долларов. Однако Россия поставила продукции на 600 млн долларов, 90% наших поставок — нефть и нефтепродукты. А вот из Таиланда в Россию идут машины, транспорт, пластмассы и каучуки на 1,6 млрд долларов в год. Власти Таиланда готовы к развитию отношений и высказывают свой интерес к росту поставок из России, но лишь в части сырья. Других направлений сотрудничества страна пока не видит.

Другое дело Вьетнам. Его основные торговые партнеры — Китай и Южная Корея, влияние Японии и США тут не столь велико. Кроме того, инфраструктура оставляет желать лучшего: так, во Вьетнаме до сих пор нет универсального железнодорожного сообщения между севером и югом. «Колея 1435 миллиметров связывает Китай и Вьетнам до станции Йен-Вьен (Ханой). Из Ханоя на юг Вьетнама проложена узкоколейная железная дорога (1000 миллиметров), — говорит первый заместитель генерального директора АО “РЖД Логистика” Андрей Тонких. — Строительство колеи 1435 миллиметров во Вьетнаме связано с огромными инвестициями и политикой самого государства». Правда, даже при таких вводных у российско-вьетнамского товарооборота те же самые нелестные для нас показатели, что и у российско-таиландского: импорт из Вьетнама к нам составляет 3,3 млрд долларов, и это в основном техника и электроника (львиную долю которой занимают собирающиеся тут телефоны Samsung), притом что российский импорт во Вьетнам — два миллиарда долларов, и везем мы сюда в основном продукты питания.

Тем не менее российские компании стремятся во Вьетнам — это растущий и дружественный России рынок (все же соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, вступившее в силу в 2016 году, уже подстегнуло наш товарооборот); кроме того, закрепившись во Вьетнаме, можно подумать и о поставках в другие страны АСЕАН.

С пользой из России

На уличных торговых развалах в Ханое на видное место выставлены банки пива «Балтика». Что во Вьетнаме действительно любят, так это российские продукты — они считаются более качественными, чем китайские. Поэтому Вьетнам охотно закупает российские мясо, пшеницу, подсолнечное масло и т. д., продукты из России везут через границу даже многочисленные «челноки». В торгпредстве РФ во Вьетнаме говорят, что российские компании уже выстроились в очередь на сертификацию своих продуктов — Вьетнам почти половину продовольствия вынужден закупать за рубежом.

В апреле этого года в рамках комплексной бизнес-миссии во Вьетнам на территории павильона российской продукции агропромышленного комплекса в Хошимине прошла презентация возможностей зарубежных точек присутствия Российского экспортного центра (РЭЦ) как комплексной инфраструктуры для продвижения российского экспорта за рубежом.

Павильон был открыт РЭЦ в декабре 2017 года. На полках мука, мюсли, детское питание, подсолнечное масло, консервированные килька и горбуша. Для вьетнамцев здесь работает кафе, где можно попробовать российские продукты, а для российских бизнесменов — переговорные комнаты, где можно провести деловую встречу, обсудить проекты и получить консультацию РЭЦ.

«Инфраструктура может включать в себя возможности для демонстрации образцов товаров, переговорные комнаты, площади для временного размещения сотрудников на время участия в выставке или в период активного переговорного процесса и другие элементы, — рассказала директор по международному развитию РЭЦ Елизавета Зиновьева. — По всем вопросам можно обратиться к представителю РЭЦ — он поможет подобрать индивидуальное решение для обеспечения выхода конкретной компании на интересующий рынок с использованием инструментария группы РЭЦ».

На данный момент РЭЦ открыл уже девять зарубежных представительств.

Вьетнамцы не торопятся

Вести бизнес с социалистической республикой только на первый взгляд легко. Несмотря на прижившуюся коммунистическую идею, вьетнамцы следуют тем же конфуцианским подходам, что и китайцы, и вести дела с места в карьер тут не принято. Забавный случай произошел на презентации технопарка в Хошимине для российских предпринимателей: один из наших ИТ-бизнесменов прямо в лоб предложил поставлять решения для информационной безопасности. Вьетнамские представители были шокированы и указали, что в парке есть и свои специалисты в этой области, которые к тому же подчиняются партии.

В 2018 году Россия была почетным гостем международной выставки VietnamExpo — сюда приехала как бизнес-миссия, организованная РЭЦ, так и делегация Минпромторга РФ. Некоторые компании довольны результатами: так, росcийский производитель медтехники Treaton в первый же день выставки торжественно заключил годовой контракт с дистрибутором (вьетнамская компания TM Hi-Tech JSC) на поставки медицинского оборудования нашего производства. Сумма относительно невелика (сто тысяч долларов), зато через дистрибутора во Вьетнаме будут также осуществляться поставки в Лаос и Камбоджу.

Производитель промышленных дронов и программного обеспечения для них Agro Drone Group выходит на вьетнамский сельскохозяйственный рынок — по словам генерального директора компании Дмитрия Рубина, сейчас продукция российских производителей дронов находится здесь на этапе внедрения, и интерес у вьетнамского бизнеса есть, тем более что дроны подходят как для крупных плантаций чая, кофе и специй, так и для небольших аграрных компаний, которых здесь большинство.

«РЖД Логистика» отчиталась о фактическом запуске международного транспортного коридора Вьетнам — Россия — Вьетнам: в начале 2018 года в партнерстве с вьетнамским оператором Ratraco российская компания отправила из Калужской области в Ханой контейнер с косметической продукцией российского производителя. «Мы видим существенный интерес к прямому железнодорожному сервису Вьетнам—Россия—Вьетнам со стороны российских и вьетнамских грузоотправителей, — сказал “Эксперту” Андрей Тонких. — Он позволяет сократить сроки доставки груза вдвое по сравнению с традиционным морским путем. Тем не менее многие грузоотправители продолжают ориентироваться на ставки морского фрахта, которые значительно ниже стоимости прямой железнодорожной отправки. Отчасти это и сдерживает развитие сервиса. Совместно с вьетнамской и китайской сторонами мы работаем над оптимизацией тарифов». При этом около 70% в себестоимости перевозки занимает доставка по территории Китая, действенной мерой поддержки развития нового коридора Вьетнам—Россия—Вьетнам могут стать государственные субсидии — так, у РЭЦ уже есть проект поддержки несырьевых экспортно ориентированных компаний в части компенсации им затрат на логистику (правительство РФ выпустило постановление, в соответствии с которым экспортеры российских товаров получили возможность компенсировать до 50% своих транспортных расходов).

«Благодаря тому, что Китай частично компенсирует транспортные расходы на железнодорожные отправки в Европу и РФ, контейнерный грузопоток из Китая в ЕС за 2010–2017 годы вырос с 5600 TEU (условная единица измерения вместимости, соответствующая типовому контейнеру длиной 20 футов. — “Эксперт”) почти до 164 тысяч TEU, напоминает Андрей Тонких. — Аналогичный механизм поддержки мог бы оказать существенное влияние на развитие российско-вьетнамского товарооборота. На сегодня говорить об объемах перевозок Россия—Вьетнам—Россия в перспективе трех-пяти лет еще рано, но мы очень надеемся, что развитие этого коридора может пойти по схожему сценарию. Мы работаем над тем, чтобы сервис стал кольцевым, то есть обеспечивал грузоперевозки и из России, и из Вьетнама. Сейчас экспортные перевозки могут осуществляться со станции Ворсино (Калужская область) и из Новосибирска в Ханой, импортные — в обратном направлении. При этом география может быть расширена не только за счет доставки по “первой и последней” милям, но и за счет других регионов отправления». В «РЖД Логистике» также говорят, что на выставке VietnamExpo 2018 провели переговоры более чем с 40 компаниями, но поскольку логистика — это в основном длинные продажи, то говорить о достигнутых договоренностях пока рано.

Страны АСЕАН сейчас самый привлекательный рынок мира, большой и быстрорастущий. Источник: CIA factbook 

Наступают на пятки

А вот в более серьезных промышленных отраслей дела с Вьетнамом пока не очень ладятся. Россия готова поставлять сюда продукцию железнодорожного машиностроения, строить метро в Ханое и Хошимине, модернизировать и развивать вьетнамскую энергетику, речной и морской транспорт, поставлять оборудование для нефте- и газодобычи, и, по некоторым данным, даже создавать СП для производства судов из композитных материалов. Однако Вьетнам относится к российским предложениям довольно аккуратно — ему есть из чего выбрать.

Возвращаясь к теме автомобильного СП: о том, что КамАЗ, группа ГАЗ и компания Sollers получили право создать СП по выпуску автомобилей во Вьетнаме, стало известно в 2015 году. «Направления сотрудничества России и Вьетнама в области промышленной автосборки на современном этапе определены двусторонним межправительственным протоколом о поддержке производства моторных транспортных средств на территории Вьетнама, который был заключен в марте 2016 года и должен был вступить в силу с 2017-го. По ряду определенных причин, как объективного, так и субъективного характера, в 2017 году этот документ так и не начал действовать, поэтому сторонам пришлось подписать новый протокол об изменении сроков начала реализации договоренностей по автосборке, — говорит руководитель представительства ТАСС во Вьетнаме Юрий Денисович. — Документ предусматривает создание совместных предприятий между российскими компаниями и вьетнамскими партнерами для производства на территории Вьетнама грузовых автомобилей и некоторых видов автомобильной техники специального назначения с повышением уровня локализации сборки до 35 процентов в период до 2020 года и до 45 процентов — к 2026 году. В соответствии с достигнутыми договоренностями на начальном этапе Вьетнам предоставит будущим СП в период 2018–2022 годов тарифные квоты на беспошлинный ввоз 2,5 тысячи готовых машин и 13,5 тысячи машинокомплектов, необходимых для производства транспортных средств в режиме крупноузловой промышленной сборки. КамАЗ, ГАЗ и УАЗ с начала текущего года уже приступили к реализации протокола на практике, с тем чтобы воспользоваться льготными условиями ввоза и сборки отечественной автотехники в Социалистической Республике Вьетнам. Потенциал этого направления огромен — в СРВ давно знают нашу технику, уважают ее за надежность и неприхотливость, особенно в армейских и полицейских кругах. Однако проблема часто заключается в том, что российский автопроизводитель недостаточно быстро реагирует на запросы потенциальных вьетнамских потребителей. Отсутствие здесь официальных представительств российских автопредприятий привело к тому, что в последние годы иностранные производители автомобильной техники, в первую очередь из Китая и Южной Кореи, захватили инициативу и уже построили здесь разветвленные дилерские сети и наладили свою автосборку. Но это совершенно не значит, что у нашего автопрома здесь ничего не выйдет, — возможности всегда есть, а сейчас, благодаря соглашению о зоне свободной торговли Вьетнам—ЕАЭС, они стали даже более благоприятными, главное — правильно ими воспользоваться».

По словам другого собеседника «Эксперта», знакомого с ситуацией во Вьетнаме, российским предприятиям пора более серьезно подойти к работе с вьетнамским рынком — наш транспорт далеко не всегда способен пройти тендер по условиям цены, сервиса и постпродажного обслуживания. И это касается не только автомобилей. Очередь за нашими вертолетами, например, не стоит, серьезнейшие конкуренты у России есть в сфере скоростного железнодорожного движения, которое Вьетнам думает развивать. Легковые автомобили во Вьетнаме уже собирают японцы и готовятся поставлять соседи по АСЕАН — Таиланд и Малайзия.

«Им интересны инвестиции и технологии, а не открытие своих рынков», — заметил представитель российской делегации в кулуарах VietnamExpo 2018.

Бангкок — Хошимин — Ханой — Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Volkswagen Golf GTE Volkswagen Golf GTE

Развивает смекалку, учит основам электротехники, иностранному языку и очень недурно едет. Единственный серьезный минус этого автомобиля – он не продается в России

АвтоМир
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада

В 1860-х на американском Диком Западе существовал свой сервис доставки писем

ТехИнсайдер
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Разработана умная роботизированная инвалидная коляска Разработана умная роботизированная инвалидная коляска

Как умное кресло-коляска позволяет находить оптимальный путь к пункту назначения

ТехИнсайдер
Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы Напряженное слушание заставило людей напрячь ушные мышцы

Как ушные мышцы, отвечающие за шевеление ушей, реагируют на напряженное слушание

N+1
Меню по сезону Меню по сезону

Зачем менять систему питания в зависимости от времени года?

Лиза
Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений Ученые объяснили, как нейронные связи в мозгу влияют на «гибкость» ваших решений

Как гибкость мозга позволяет принимать разные решения в схожих ситуациях

ТехИнсайдер
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания» Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of life
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Не хочу учиться! Не хочу учиться!

7 причин нелюбви к школе и возможностей их исправить

Лиза
Открыть в приложении