Что для водки хорошо, то для рома… еще лучше
НПП «Технофильтр». Продукция — фильтрационные мембраны, фильтрующие элементы и оборудование для микрофильтрации газообразных и жидких сред. Генеральный директор — Александр Тарасов
На этикетках хороших водок часто можно видеть надписи мелким шрифтом: «Серебряная фильтрация», «Платиновая фильтрация». Кто-то думает, что за этим ничего не стоит, кроме маркетинга, а кто-то верит на слово, полагая, что на ликеро-водочном заводе очищают водку с помощью серебра и платины. Ошибаются и те и другие. Речь идет об уникальной, запатентованной технологии, которая признана экспертами не только в российском, но и в международном алкогольном сообществе, но серебро и платина играют в ней сугубо вспомогательную роль. Владелец патента — малое научно-производственное предприятие «Технофильтр» из Владимира поставляет фильтрационное оборудование производителям крепкого алкоголя в сорока странах и зарабатывает на этом до 20% выручки.
Начало
Генеральный директор «Технофильтра» кандидат химических наук Александр Тарасов, регистрируя в 1991 году свое предприятие, не думал, что ему, специалисту по промышленной микрофильтрации, завлабу отдела полимерных мембран в НПО «Полимерсинтез» (головной организации советского межотраслевого научно-технического комплекса «Мембраны», ведшего разработки для микроэлектроники, машиностроения, химии, фармацевтики, биотехнологии), придется всерьез погрузиться в индустрию напитков, да еще стать мировым гуру по фильтрации алкоголя.
Первые десять лет Тарасов развивал в «Технофильтре» направление, которое он вел в «Полимерсинтезе», — технологию производства гофрированных мембранных фильтров. Целью было, как бы сейчас сказали, импортозамещение, поскольку технология эта была развита на Западе, а в СССР к ней только подступались. «Технофильтр» использовал советский задел, в частности, выкупив опытные образцы гофрировальных машин у двух предприятий, созданных «Полимерсинтезом» еще в СССР. Доведя их до ума по оставшимся чертежам, владимирцы оснастили свое производство и даже осуществили две поставки этого оборудования в Китай. Вырученные на китайских сделках 200 тыс. долларов, как и вся остальная прибыль предприятия, шли на развитие бизнеса — покупку и ремонт четырехэтажного здания, где расположены нынешнее производство и офис, оборудование на производстве чистых зон, расширение продуктового портфеля.
Новые продукты появились вместе с новыми клиентами. Если в 1990-е «Технофильтр» работал в основном с советской микроэлектроникой, уходившей в небытие, то после кризиса 1998 года его заметили фармацевтические компании: им стало дорого покупать импортные фильтры. «Мы постепенно под них подстраивались и создавали производство уже не только мембранных фильтров, но и глубинных предварительных фильтров, поскольку там нужна каскадная очистка. Сейчас мы делаем и грубый фильтр, и металлическую сетку, и полипропиленовые, и стекло-картонные фильтры, — рассказывает Александр Тарасов. — Что касается полиамидных мембран, которые мы сами производим с 1996 года, то они не решают всех задач, поэтому мы стали закупать в США, Германии, Китае, Японии другие мембраны: PES, PVDF, PTFE — все самое лучшее. И на сегодняшний день у нас в каталоге более ста наименований продукции».
Округление вкуса
Знакомых в алкогольной отрасли у Александра Тарасова никогда не было, но известность в профессиональных кругах единственного в России производителя мембранных микрофильтров, видимо, сделала свое дело. Водочники сами пришли в «Технофильтр», когда у них возникли проблемы с очисткой продукта. Собственно, корень проблемы был в экономике. Водку традиционно очищали, пропуская через угольные колонны высотой четыре метра. Это была технология, созданная для советской плановой системы, когда производство работало днем и ночью, но она не годилась для рынка, где производителей стало на порядок больше, а объем производства у каждого из них — меньше. В случае же приостановки работы колонны производитель получал неисправимый брак. Но и в целом способ был не слишком удобен: уголь из колонн вымывался, внутри он истирался и слеживался, в нем образовывались пустоты, поэтому его надо было регулярно менять, а это масса порядка 300 кг.
В «Технофильтре» заменили колонны на картриджи высотой до одного метра, которые могут работать в любом режиме без последствий для качества фильтрации и из которых можно по модульному принципу собрать систему, рассчитанную на любой объем. По истечении срока службы картридж просто меняется на новый. Это полностью изменило облик водочного производства, сделав его более компактным и чистым. Позднее компания стала делать не только фильтры, но и готовые установки, оснащенные контроллерами Siemens для удобства работы.
Впрочем, главная новация заключалась в фильтрующей среде. «Технофильтр» запатентовал сорбционные материалы: активированный кокосовый уголь, импрегнированный серебром, и активированный уголь, импрегнированный платиной. При этом серебра и платины в угле всего 0,4%, поскольку это тяжелые металлы. Таким образом, «Технофильтр» не пошел против традиции, поскольку лучше фундаментального изобретения дореволюционной водочной промышленности — угольного фильтра, усовершенствованного в СССР применением активированного угля, — для водки ничего не придумано. Но традиция получила развитие. По словам Александра Тарасова, их метод решает даже не задачу очистки: «Мы поняли, что сегодня, когда вода очищается обратным осмосом, ничего чистить уже не нужно, а нужно проводить некий каталитический процесс, дающий хороший аромат, органолептику. И наш метод такое позволяет».
В новые сорбенты водочники поначалу не верили, но после многочисленных экспертных дегустаций и тестов факт улучшения вкуса продукта был признан. Более того, метод пошел на ура за рубежом. Клиентами «Технофильтра» стали водочные заводы стран СНГ, Европы и Азии, Ближнего Востока, Африки, Австралии, Канады и США. Последнее время идут запросы от производителей виски, коньяка, рома, кальвадоса, грушовицы и сливовицы, то есть дистиллятов. В «Технофильтре» для них уже создали дополнительные специальные сорбенты. «На этих более сложных спиртах наши технологии показывают потрясающие результаты, и не нужно быть дегустатором, чтобы это почувствовать, — утверждают в компании. — Напиток становится более “питким”, уходят все неприятные тона, которые, возможно, были при перегонке, а вкус делается ярче — это удается за счет подбора скоростей».
Перспективы
Экспортные планы у «Технофильтра» большие. В индустрии напитков, которая дает компании 85% экспортной выручки, самая горячая ниша — напитки на основе натурального сырья. Помимо дистиллятов к ним относится живое пиво — огромный неохваченный сегмент. «Это одна из самых сложных фильтраций, потому, что там есть осадки, дрожжи, которые трудноуловимы. А мы предлагаем технологии, которые убирают часть дрожжей, увеличивая срок хранения продукта, но не лишая его полезных свойств, не влияя на органолептику в плане вкуса. То есть это действительно живое пиво», — говорит Александр Тарасов. Но подвигнуть традиционную пивную отрасль — маленькие семейные пивоварни в Германии и Чехии — на новые технологии нелегко, они до сих пор фильтруют продукт чистым кизельгуром, добываемым из диамитовых водорослей. Правда, последнее время их беспокоит дороговизна утилизации отработанного кизельгура, а патронный фильтр из гофрированной мембраны от «Технофильтра», который просто промывается, избавляет от этой необходимости.
Другое важное направление развития экспорта — фармацевтика. Конечно, выйти на рынки развитых стран шансов у российской компании мало, но укрепиться на рынках СНГ реально. «Мы используем нормы западных фирм и доказываем, что у нас то же самое. Но они все время усложняют правила, вводят новые и новые, чтобы создать себе конкурентные преимущества», — говорит Александр Тарасов. Проблема заключается также в отсутствии в России соответствующих биолабораторий, где согласились бы проводить эти тесты. Про сохраняющуюся зависимость «Технофильтра» от зарубежных поставок и говорить нечего. По сути, маленькой компании приходится соперничать с транснациональными корпорациями, производящими по всему миру и материалы, и оборудование для микрофильтрации: 3M, Sartorius, Parker. Но в «Технофильтре» предпочитают думать о хорошем. «Мы хоть и малое предприятие, но на определенных направлениях составляем им конкуренцию», — говорят они.
- НПП «Технофильтр» создано в 1991 году во Владимире. Производит наукоемкую импортозамещающую продукцию для промышленной фильтрации жидких и газообразных сред. Площадь производства — около 4000 кв. м, из них 500 кв. м — «чистая зона».
- Выручка — 380 млн рублей, в том числе экспортная — 70 млн рублей.
- Число сотрудников — около ста человек.
НПП «Технофильтр» поставляет свою продукцию в 40 стран
Отзыв клиента
Мария Добрецова, Black Cat Distillery, Великобритания:
— Благодаря вашим фильтрам мы вышли на международный рынок, несмотря на то что водка из тростникового сахара. Нашу водку пьют Леонардо ди Каприо, Ума Турман, Роналду, Сильвестр Сталлоне, Пирс Броснан, Абрамович и многие другие звезды.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl