В Apple решили контролировать проведенное за экраном время

ЭкспертHi-Tech

Цифровая зависимость

Смартфоны сначала дали нам грандиозные возможности, а затем создали проблему зависимости. Пока разработчики думают, как сильнее подсадить пользователей на свой продукт, в Apple решили контролировать проведенное за экраном время

Заур Мамедьяров

Фото ТАСС

Прошло уже больше десяти лет с тех пор, как появился первый iPhone, и мы обнаружили, что смартфоны стали неотъемлемой частью нас. В отличие от компьютеров смартфон постоянно с нами, а значит, привыкнуть к нему и потерять счет времени гораздо легче.

Представьте, что забыли смартфон дома: насколько велика вероятность, что вы вернетесь за ним? А если все же не вернетесь, будет ли вам комфортно? Недавно проведенный «Лабораторией Касперского» опрос показал, что почти 50% россиян предпочли бы оказаться под дождем без зонта, нежели оставить телефон дома. И дело вовсе не в том, что без смартфона мы не способны справиться с той или иной задачей, — часто мы прибегаем к помощи гаджетов, даже когда можем обойтись без них. Например, 36% россиян поглядывают в навигатор, даже если знают дорогу и без него.

Мы ложимся спать и кладем смартфон рядом с собой. Просыпаемся, идем завтракать — он при нас (так делают 45% опрошенных россиян). Двадцать два процента респондентов не расстаются с мобильными гаджетами даже в ванной. Исследования в США показывают еще более драматичные цифры: средний американец проверяет свой телефон каждые 12 минут и касается его почти три тысячи раз в сутки.

Apple наводит порядок

Проблема зависимости от смартфонов приняла настолько серьезный оборот, что о ней заговорили даже в компании Apple, которой мы во многом и обязаны тем, что смартфон стал нашим постоянным спутником. Семнадцатого сентября Apple выпустила очередное обновление мобильной системы — iOS 12, главная «фишка» которой состоит в том, что у пользователей появляется возможность контролировать свою зависимость от смартфона. По мысли разработчиков, современные люди просто не осознают, сколько времени они тратят на свой гаджет.

Теперь iPhone в разделе «Экранное время» показывает, как много времени его владелец проводит в каждом приложении и на каждом сайте. Вкладка «Экранное время» делит приложения и сайты на категории: соцсети (сюда входят мессенджеры, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), VK, Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и т. д.), эффективность (Google Docs, календарь, электронная почта, калькулятор, заметки, мобильный банк), книги и справочники (сайты и приложения СМИ, электронные книги, «Яндекс. Карты»), креативность (камера и фото), развлечения (игры и развлекательные сайты), здоровье и фитнес (сервисы для занятий спортом и отслеживания состояния здоровья). При этом учитывается использование сервисов как с помощью приложений, так и через сайты: не имеет значения, установлено у пользователя, например, приложение Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или он заходит на сайт через браузер.

Новая система от Apple заставляет задуматься, на что мы тратим время

Новая функция позволяет посмотреть, сколько раз пользователь поднимал смартфон и сколько получил уведомлений от приложений. Автор этой статьи был неприятно удивлен, обнаружив, что за день провел в смартфоне 2 часа 40 минут, более полутора часов из которых ушло на социальные сети.

Еще одна функция «Экранного времени» — возможность установить ограничение (в том числе для всей семьи) на использование приложения или целой категории сервисов. Если пользователь установит такой лимит, превысит его и затем попробует зайти в приложение, доступ к которому сам себе ограничил, смартфон предупредит, что отведенное время исчерпано. Конечно, это всего лишь напоминание. Пользоваться приложением все равно будет можно — для этого достаточно нажать на кнопку «Игнорировать лимит». Впрочем, в Apple считают важным дать повод просто задуматься: а стоит ли в очередной раз заходить в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), на который и без того потрачено много времени?

В новой системе разработчики Apple также постарались минимизировать отвлекающий эффект смартфона. iOS 12 группирует уведомления от каждого приложения — то есть мы получаем не десять пушей о том, что нам пришло сообщение в WhatsApp, а только один.

В iOS 12 можно установить лимит на использование приложений

Концентрация — золото XXI века

Многочисленные исследования показывают, что современным людям трудно долго концентрироваться на чем-то одном. Постоянные отвлечения — вот проблема XXI века. На протяжении почти тысячи лет с момента появления университетов в Западной Европе основным способом передачи знания была лекция. Пятидесятиминутные и полуторачасовые лекции распространены и сегодня, но все чаще говорят, что студенты не могут сконцентрироваться дольше чем на 15 минут. В популярном проекте TED лимит выступлений ограничен 18 минутами, потому что любую важную информацию якобы можно уместить в этот период. Меняется представление о том, как должна быть «упакована» современная информация. И смартфоны в этом плане поистине подрывная технология.

Американский психолог Адам Альтер в своей книге Irresistible сравнивает зависимость от смартфонов с наркоманией. Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. Бывший продакт-менеджер Google Тристан Харрис выяснил, что специалисты крупнейших компаний намеренно программируют приложения таким образом, чтобы спровоцировать у пользователей выброс дофамина — гормона удовольствия, который подсаживает нас на цифровую «иглу». Как указывает Харрис, геймификация, возможность бесконечного скроллинга, пуш-уведомления, автоматическое воспроизведение видео — все это разработано специально для того, чтобы мы проводили в смартфонах как можно больше времени и обязательно возвращались за новой дозой дофамина. Механизм смартфонозависимости (или, как ее еще называют, номофобии — боязни остаться без смартфона) ровно такой же, как у игромании. Соцсети и другие мобильные приложения все равно что рулетка: никогда не знаешь, что тебя ждет, когда открываешь очередное уведомление о новом сообщении или когда обновляешь ленту новостей.

Адам Альтер отмечает, что большинство владельцев смартфонов используют свои гаджеты на протяжении от одного до четырех часов каждый день, но в будущем это время, вероятно, увеличится — ведь подрастает молодое поколение, которое практически родилось со смартфоном в руке. Так, российский Институт современных медиа (MOMRI) выяснил, что у 42% современных российских детей в возрасте трех—шести лет уже есть смартфон или планшет, а среди девяти- и десятилетних мобильные гаджеты есть уже у 91%.

Проблема не только в том, что без смартфона мы испытываем тревогу. Каждый раз, когда берем в руки смартфон и начинаем листать ленту новостей или проверять почту, мы отвлекаемся. Если учитывать, что после каждой такой проверки, сколько бы она ни занимала, нам требуется время, чтобы вернуться к сосредоточенному состоянию, на решение серьезных задач попросту не остается времени.

На фоне растущего числа пользователей смартфонов в мире (а вместе с тем и увеличения времени, которое они проводят в мобильных приложениях, а значит, и рекламных средств, получаемых компаниями-разработчиками) появляется запрос на избавление от смартфонозависимости. Тристан Харрис, например, создал некоммерческую организацию Time Well Spent, призванную противодействовать зависимости от гаджетов. Он советует включить на телефоне черно-белый цветовой фильтр, чтобы яркие уведомления и иконки приложений не вводили пользователя в соблазн.

Еще в конце августа глава Минпроса России Ольга Васильева заявила, что считает необходимым запретить школьникам проносить смартфоны на уроки. Мол, сдавать их нужно при входе. Три четверти россиян, по данным ВЦИОМ, поддерживают эту идею. Эксперты в большинстве своем согласны, что смартфоны часто используются на уроках не в учебных целях и эту проблему нужно как-то решать. Однако при этом в России принята цель — развивать цифровую экономику, важной частью которой является онлайн-образование. В ряде учебных заведений уже учатся за компьютерами, используют образовательные планшеты или делают домашние задания онлайн. Насколько вообще реально соотнести запреты с развитием цифрового образования — вопрос.


Сергей Мутыгуллин

Своим пониманием роли технологий в жизни современного человека с «Экспертом» поделился кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической социологии и эпистемологии ИОН РАНХиГС Денис Сивков.

— Денис Юрьевич, как повсеместное использование гаджетов влияет на социальное взаимодействие людей, на наше восприятие мира? Какие наблюдаются тенденции?

— Дискуссии о влиянии технологий на общество зачастую сводятся к выбору одной из двух возможных точек зрения. Первый вариант: смартфоны и мобильные приложения разрушают традиционные отношения и структуры, превращают людей в замкнутых на себе и своих гаджетах индивидов. Люди меньше общаются лицом к лицу, меньше времени проводят вместе и так далее. Согласно второму, более консервативному подходу технологии встраиваются в уже существующие отношения и если меняют их, то лишь незначительно. Каждая из этих объяснительных моделей может также маркироваться по оси оптимизм/критика. Проблема в том, что сторонники и противники этих моделей, как правило, считают, что возможно только одно решение в разных ситуациях: то есть технологии либо разрушают (создают новое) общество, либо встраиваются в уже существующее. Но скорее всего, нам следует принять релятивистскую позицию: воздействие технологии зависит от ситуации.

— Каковы возможные последствия в будущем, если уже сейчас мобильными устройствами пользуются даже трехлетние дети?

— Трудно давать какой-то однозначный прогноз в ситуации неопределенности. Говоря о технологиях, мы обычно забываем об экологических катастрофах, экономической и политической нестабильности. Эти факторы могут существенно повлиять на траекторию технологических изменений. Кажется, что технологии, став неотъемлемой частью тела, будут давать больше возможностей и гибкости для изобретения социальных стратегий. В то же время, как мне кажется, будут изобретаться и множиться пуристские и луддитские практики запрета и отказа от технологий.

Летом я был на классной научной школе под Тюменью. На турбазе, где она проходила, практически не было интернета и мобильной связи. Лично я обрадовался, поскольку давно мечтал о пятидневном цифровом детоксе. Организаторы за день до начала протянули проводной интернет на один компьютер, чтобы связываться по скайпу с иностранными спикерами. Был даже запасной вариант — вывозить участников в университет на скайп-сеансы. Сами участники школы всеми возможными способами пытались поймать сигнал: одни кружили по базе и за ее пределами в поисках наиболее удачного спота, другим удавалось найти такое расположение телефона возле кровати, в котором сообщения пробивались к абоненту. Некоторые, кто мог себе позволить, вызывали такси и за тысячу рублей уезжали в цивилизацию, пить нерастворимый кофе и наслаждаться чатами и электронной почтой. Организаторы разрешили пользоваться проводным интернетом по ночам, и особо страждущие составляли списки, ждали своей очереди и засиживались до утра вместо шашлыка и душевных разговоров у костра.

— Как попытки контролировать время, проведенное в мобильных устройствах, могут сказаться на потреблении гаджетов?

— Ситуация такова, что контроль над технологиями требует изобретения и задействования новых технологий. Недавно в Англии пошли на эксперимент в школах и университетах. Британские ученые били во все колокола: использование гаджетов существенно снижает производительность труда. Мобильные технологии в учебных заведениях мешают концентрации внимания, что в итоге влияет на оценки. Если на лекции сидишь в чате, в котором переписываются те, кто сейчас на лекции, материал запоминается хуже и лекция вдохновляет слабее.

Решение предложили несколько студентов из Копенгагена. Они разработали приложение Hold, которое вознаграждает пользователя за то, что он или она не пользуется своим гаджетом. Чем реже вы заходите в смартфон, чем меньше проводите в нем времени, тем больше баллов вам начисляется. Эти баллы потом можно конвертировать в кофе в универе, попкорн в кинотеатре, скидки в магазинах или потратить на благотворительность. Два кофе обойдутся вам в 300 очков. За двадцать минут без айфона с семи утра до одиннадцати вечера вы можете получить десять баллов. Приложение доступно для Android и iOS. Сейчас Hold внедряется в 170 британских университетах.

Эта история подтверждает простую идею: в мире сложных технологий отказ от них, видимо, возможен только с помощью привлечения еще более сложной технологии. Чтобы не смотреть в смартфон, нам уже недостаточно одной только силы воли — необходима соответствующая цифровая инфраструктура.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правило сильнее ставки Правило сильнее ставки

Почему рубль не сможет заметно укрепиться в этом году

Эксперт
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Лайкнул – в тюрьму Лайкнул – в тюрьму

Лайкнул – в тюрьму. Зачем нужно штамповать дутые дела за «экстремизм» в соцсетях

Русский репортер
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ
Ох уж эта свекровь! Ох уж эта свекровь!

На самом деле далеко не каждая свекровь – монстр. Просто нужно знать секреты!

Лиза
Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга

Химический пилинг: врач рассказывает обо всех нюансах

ТехИнсайдер
Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать» Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать»

Почему мы чувствуем бодрость, когда вдыхаем свежий воздух на природе?

ТехИнсайдер
«Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»

Какая нечистая сила обитает в вихре

N+1
Деды выживали Деды выживали

«Лихие»: очередные экранные 1990-е

Weekend
Энергетика: маневры за перекрестком Энергетика: маневры за перекрестком

Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены

Монокль
Плюс в карму Плюс в карму

Как влиять на свою судьбу и менять ход событий

Лиза
Катастрофа, о которой забыли Катастрофа, о которой забыли

Китайская история ХХ века: с чего началась экологическая катастрофа в Юньнане?

Наука и техника
Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков

Жанна Вильпре-Пауэр провела детство в глубинке, но связала свою жизнь с морем

Forbes
Как у тебя хорошо! Как у тебя хорошо!

Как правильно просить дом о помощи?

VOICE
Тайный путь Тайный путь

Ювелирный эксперт Елена Веселая рассказала RR о своих ювелирных путешествиях

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Риски трампфляции Риски трампфляции

Поможет ли инфляция в борьбе с глобальным долгом

Деньги
Открыть в приложении