Дефицита бытовой техники и электроники не будет

ЭкспертБизнес

Бытовые помощники меняют прописку

Дефицита бытовой техники и электроники не будет. На смену уходящим зарубежным брендам приходят другие, а существующие игроки активно расширяют бизнес. Но пока зависимость от параллельного импорта сохраняется

Екатерина Новикова

После весеннего ажиотажа на рынке бытовой техники летние продажи обвалились на 30%. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Традиционно осенью начинается сезонный рост спроса на бытовую технику и электронику. Однако в этот раз его ожидание сопровождается алармистскими заявлениями о грядущем дефиците. В том числе потому, что масштабный параллельный импорт запустить пока не удается, а новые бренды только начинают выходить на наш рынок. В марте этого года в перечне ввозимых по параллельному импорту товаров были отмечены популярные иностранные бренды бытовой техники и электроники: Siemens, Bosch, Electrolux, Miele, Dyson, LG, Samsung и другие. Но летом продавцы из стран ЕАЭС, участвующие в параллельном импорте, объявили, что запасы излишков техники подходят к концу, так как производители техники не спешат наращивать поставки товаров в дружественные России страны, а сами страны ЕАЭС не хотят жертвовать внутренним рынком ради России.

В результате российские дистрибуторы и ретейлеры стали делать упор на альтернативные способы расширения ассортимента. И судя по тому, как полки магазинов заполняются новыми, пока неизвестными российскому потребителю брендами, дефицита пока не предвидится.

Ретейлеры готовятся к возобновлению спроса

В последние полгода рынок бытовой техники и электроники шарахается из стороны в сторону. Несмотря на то что весной спрос на такие товары обычно падает, в этом году все сложилось иначе. Потребители, опасаясь сужения ассортимента и ухода привычных иностранных брендов, начали скупать технику. Но летом спрос резко обвалился — в среднем на 30%. Согласно данным сервиса сравнения цен и товаров Price.ru, во втором квартале 2022 года по сравнению с первым кварталом спрос на стиральные машины упал на 11%, на пылесосы — на 19%, на посудомоечные машины — на 35%, на телевизоры — на 31%. «Спад продаж летом — порядка 30 процентов в среднем по рынку. Потребители запаслись необходимыми товарами и взяли паузу. На снижение спроса также повлияли сезон отпусков и общая тенденция к переходу на более экономную модель потребления», — отметил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.

Впрочем, сегодня ретейлеры готовятся к возобновлению спроса осенью и к новогодним праздникам. «Мы отмечаем постепенное восстановление спроса на фоне развития импорта, появления на рынке новых брендов, но говорить о возврате к объемам прошлого года пока преждевременно», — говорят в компании «М.ВидеоЭльдорадо».

В начале лета эксперты отметили уменьшение товаров под брендами из США, Европы и Южной Кореи. «Речь идет, например, о посудомоечных машинах, встраиваемых холодильниках, телевизорах, духовых шкафах. Заметно меньше стало смартфонов и планшетов. Уменьшилось количество предложений тех компаний, которые на слуху у российских покупателей: Samsung, Apple, Bosch, Electrolux», — рассказал управляющий директор AM Capital Алексей Мурашев.

Неопределенность в работе тех или иных компаний сохраняется до сих пор. Например, крупнейший немецкий производитель бытовой техники Bosch готов продать свои российские заводы. Ими могут заинтересоваться производители из Китая и Турции, которые либо расширяют свое производство, либо намерены локализовать производство в России. Однако в самой компании Bosch официально пока не подтвердили, но и не опровергли информацию о продаже заводов.

А южнокорейский Samsung, который приостанавливал производство в России, потом снова открыл свою фабрику. Завод работает не в полную силу (три дня в неделю). Выпускаемая продукция пойдет на рынки стран СНГ, однако может вернуться по каналам параллельного импорта.

Параллельный импорт отчасти закрыл проблемы с поставками бытовой техники и электроники. В сегменте гаджетов (смартфоны, планшеты и т. д.) даже произошло полноценное восстановление до уровня февраля 2022 года, когда поставки были стабильными. Уже сейчас ассортимент смартфонов в сетях «М.ВидеоЭльдорадо» сопоставим с тем, что был в начале года: около 500 моделей двух десятков брендов. Цены на большинство моделей остались на прежнем уровне.

Однако в целом рынок бытовой техники и электроники не восстановился полностью. Эксперты рынка высказывают опасения, что вскоре поставки через параллельный импорт могут существенно снизиться или вовсе прекратиться. Продавцы стран ЕАЭС, скорее всего, сосредоточатся на внутреннем рынке, и это продлится до окончания сезона — до января. Поэтому полностью полагаться на параллельный импорт ретейлеры не собираются и ищут другие пути расширения ассортимента и покрытия спроса. «Рынок бытовой техники и электроники настолько конкурентен, что не терпит пустоты: уходит один производитель, его нишу тут же замещают другие», — написал еще в марте в своем телеграм-канале глава компании DNS Дмитрий Алексеев. Что, собственно, сейчас и наблюдается.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Смена игроков

Пополнение ассортимента бытовой техники за счет новых брендов и отечественных производителей отмечается прежде всего в низком и среднем ценовом сегменте. В числе новых иностранных партнеров компании «М.Видео-Эльдорадо» французско-китайский бренд Wiko (выпускает смартфоны), китайский игровой бренд Thunderobot группы компаний Haier (компьютерная техника). В сегменте бытовой техники новым партнером стала узбекская компания Artel, которая выпускает широкий ассортимент товаров — от смартфонов до крупной бытовой техники под собственной торговой маркой, а также производит товары популярных брендов — Samsung, Shivaki и другие. Как рассказали в «М.ВидеоЭльдорадо», характеристики техники Artel не уступают известным брендам, а цены ниже, чем у конкурентов.

Отмечается интерес покупателей и к продуктам под собственными торговыми марками (СТМ) компании. Например, более чем вдвое к прошлому году вырос спрос на технику под СТМ «М.Видео-Эльдорадо» Hi и Novex (порядка 400 наименований крупногабаритной и мелкой бытовой техники). А за последние шесть месяцев продажи техники СТМ выросли в разы по сравнению с прошлым годом: «Спрос на пылесосы вырос в шесть раз, на посудомоечные машины — впятеро, на кондиционеры — втрое, более чем в два раза — на кухонную технику и холодильники», — пояснили в «М.Видео-Эльдорадо».

В конце августа «Мегафон» и «Яндекс.Маркет» объявили о запуске товаров под СТМ. Компания «Мегафон», а точнее, ее дочерняя структура Revo Charge Rus, планирует выпускать электронику и бытовую технику под марками Blax, Telik, Tvizi и Veizer (производство в Узбекистане и в России); «Яндекс.Маркет» зарегистрировал два бренда — Vionic и Tuvio.

Известно, что Revo Charge Rus планирует производить электронику: телевизоры, проекторы, ноутбуки, персональные компьютеры, планшеты, дисплеи, а также различную бытовую технику: стиральные машины, мясорубки, весы, микроволновки, мультиварки, холодильники (бренд Veizer). «Яндекс.Маркет» будет выпускать плиты, роботы-пылесосы, кофемашины, холодильники, микроволновки и электрочайники.

Еще одна крупная сеть магазинов, «Ситилинк», расширила ассортимент за счет новых иностранных брендов: китайского Chuwi (выпускает различные товары — от смартфонов до роботов-пылесосов), немецкого бренда бытовой техники Grundig, китайских KingSpec и Kimtigo (компьютерная техника) и прочих.

Сегодня на российском рынке представлены и другие производители техники, которые раньше были менее популярны у потребителей: китайские Ascoli и Viomi, отечественные и белорусские производители бытовой техники, такие как «Бирюса», «Витязь», «Гефест». Сложившаяся на рынке ситуация даст новые возможности брендам, которые прежде из-за острой конкуренции не могли нарастить свое присутствие на российском рынке. «К примеру, китайская компания TCL, которая с 1985 года производит телефоны и бытовую технику: на российском рынке уже представлена широкая линейка телевизоров данного бренда. TCL, кстати, владеет известным на российском рынке брендом Alcatel», — отметила доцент кафедры коммерции и торгового дела университета «Синергия» Алиса Храмова.

Бренды, которые могут заменить уходящие бренды бытовой техники и электроники

Покупатели готовы к новым брендам

По данным опросов и маркетинговых исследований ретейлеров, российские покупатели не боятся покупать российские или малоизвестные иностранные бренды. Как показал потребительский опрос, проведенный компанией «М.Видео-Эльдорадо», 83% покупателей убеждены, что производители из Китая, Турции, России и стран СНГ смогут конкурировать с продукцией известных брендов: полностью (15%), по большинству товаров (37%) или частично (31%). Практически половина (48%) опрошенных готова пробовать новые бренды при условии более выгодной цены, а 12% — если нет уже известного аналога. Более четверти опрошенных открыты новому без каких-либо предварительных условий. По данным компании, по итогам второго квартала текущего года спрос на телевизоры китайской марки HEC подскочил в четыре раза, а продажи отечественной марки Hartens взлетели почти в девять раз.

«Во втором квартале 2022 года мы увидели рост интереса интернет-пользователей к бытовой технике и электронике от отечественных производителей и брендов из Турции, Китая, Белоруссии, Узбекистана», — рассказали в компании Price.ru. Так, онлайн-спрос на бытовую технику китайского бренда Midea вырос на 26%, турецкого Vestel — на 34%, узбекского Artel — на 40%. Растет интерес и к отечественной технике: в январе-марте 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021-го онлайн-спрос вырос на стиральные (более чем вдвое) и посудомоечные (+68%) машины российского бренда DEXP, холодильники Stinol (+68%) и Pozis (+38%), плиты «Лысьва» (+28%) и «Дарина» (+26%), блендеры (+32%) и аэрогрили (+57%) от Kitfort. «У россиян практически исчезло мнение о низком качестве китайских товаров. Сейчас техника определенных марок из Китая воспринимается отечественными потребителями как разумное сочетание качества и цены», — отметили в Price.ru.

График 1. Потребители переключаются на новую технику

Логистика держит цены

Цены на бытовую технику после взлета весной постепенно стабилизируются. Например, средняя стоимость телевизоров в первом квартале 2022 года составляла 97 тыс. рублей (+21%, по сравнению с первым кварталом 2021 года), во втором квартале 2022-го — 86 тыс. рублей. По мнению экспертов сервиса Price.ru, на откат цен повлиял выход на российский рынок новых игроков, в том числе из Китая. Однако какого-то глобального снижения цен компании не ожидают. Техника, ввезенная с помощью параллельного импорта, то есть известные бренды бытовой техники и электроники, наоборот, будет дорожать — из-за дефицита и роста стоимости логистики. Логистика в ближайшее время будет играть решающую роль в ценообразовании.

Так, уже взлетели цены на поставки техники из Китая и Турции. Китайские логистические компании с начала весны вдвое подняли цены на контейнерные перевозки: в феврале доставка контейнера по морю стоила 6 тыс. долларов, а летом — 11,5 тыс. долларов. Турецкие логистические компании тоже подняли цены вдвое. Пока ретейлеры не прогнозируют повышения цен на технику в связи с ростом стоимости логистики, но и не исключают такого развития событий.

Благодаря параллельному импорту в сегменте гаджетов (смартфоны, планшеты и т. д.) произошло полноценное восстановление ассортимента до уровня февраля 2022 года. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Цены же российских производителей напрямую зависят от импортозамещения материалов и комплектующих. Так, в апреле российский производитель бытовой техники компания «Свар» (производит более 200 моделей бытовой техники под собственными торговыми марками de luxe, Electronicsdeluxe, Svar) столкнулась с прекращением поставок комплектующих из Европы, а именно газовых горелок итальянской фирмы Sabaf. После введения антироссийских санкций «Свар» наладила сотрудничество с белорусским «Гефестом». Как сообщили в компании «Свар», белорусы много инвестировали в производство газовых горелок, приобрели литьевые машины, запустили в прошлом году линию и сейчас полностью делают корпус горелки, причем ее КПД на 5% выше, чем у итальянских аналогов. «Сотрудничество с Белоруссией идет полным ходом: они нам предоставили тестовые образцы комплектующих, мы их испытываем на предмет возможного применения в наших продуктах», — рассказала начальник отдела маркетинга «Свар» Яна Тронина.

В компании отметили, что в случае успешного прохождения испытаний и замены комплектующих цены на продукцию не будут повышаться. «Ажиотаж спал, но спрос, конечно, выше, чем предложение, ввиду ограничений рынка. Прогнозировать прибыль пока рано, рынок нестабилен. Но мы серьезно намерены заменить на полках уходящие бренды», — говорят в компании.

И все же существуют категории товаров, которым будет трудно найти замену, например игровые консоли, гаджеты, бытовая техника высокого ценового сегмента, а также некоторые импортные комплектующие и запчасти для техники и электроники. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) попросила Минпромторг продолжить параллельный импорт и в 2023 году. В ассоциации опасаются, что с прекращением действия параллельного импорта рынок наполнится дорогой контрафактной продукцией. Кроме того, эксперты считают, что может возникнуть дефицит товаров некоторых категорий. Предлагается налаживать параллельный импорт не только через страны ЕАЭС, которые уже продали почти все излишки товаров в Россию, но и через другие страны. В случае отказа поставок со стороны продавцов из стран ЕАЭС параллельный импорт могут поддержать Индия, Бразилия, Китай, Турция и ЮАР. Однако изменение логистических цепочек повысит стоимость ввезенной через эти страны техники.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Арктический фронт «НоваТЭКа»: стужа в помощь Арктический фронт «НоваТЭКа»: стужа в помощь

Реализация проекта по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ — 2»

Эксперт
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра» Михаил Горбачев: «человек из позавчера и послезавтра»

Человек, который пришел к власти слишком поздно для своего времени

Эксперт
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Умное стекло на гибкой подложке Умное стекло на гибкой подложке

Российские инженеры создали пленку, которая регулирует прозрачность за секунды

Эксперт
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
Выживут только инфорги Выживут только инфорги

«Инфорги» — люди, которые придут на смену Homo Sapiens

Популярная механика
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Страна восходящего кризиса Страна восходящего кризиса

В Японии правительство оказалось в западне: инфляция разгоняется

Эксперт
Что это такое принцип Парето и как его применять Что это такое принцип Парето и как его применять

Оказывается, что 80% результата можно обеспечить 20% усилий

РБК
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами 6 фильмов о дружбе, одержимости и соперничестве между женщинами

Фильмы, где связанные узами женщины переживают кризис идентичности

СНОБ
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Первые роли 10 знаменитых современных актеров Первые роли 10 знаменитых современных актеров

Педро Паскаль, Милош Бикович, Тимати Шаламе и другие в своих первых ролях

Maxim
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
Все фантазии дизайнера Все фантазии дизайнера

Тонкая грань гармонии между модой, традициями и оригинальностью в интерьере дачи

Идеи Вашего Дома
Сплошная экзотика Сплошная экзотика

Как оформить квартиру в модном этническом стиле

Лиза
Тигр в доме: ужасная трагедия семьи Берберовых, которая доказывает, что диким животным не место в квартире Тигр в доме: ужасная трагедия семьи Берберовых, которая доказывает, что диким животным не место в квартире

Эта страшная история началась в 1970 году в славном городе Баку...

ТехИнсайдер
Клуб добряков Клуб добряков

История женщины, которая справилась с потерями и теперь вдохновляет других

Новый очаг
Шестидесятники: громкие и тихие Шестидесятники: громкие и тихие

Поэзия 1960: поэты, выступавшие на стадионах, и тихие лирики, фронтовики и барды

Полка
Осторожно, дверцы закрываются Осторожно, дверцы закрываются

На что прежде всего нужно обратить внимание, выбирая идеальный шкаф?

Лиза
Илья Кабаков Илья Кабаков

Правила жизни художника-концептуалиста Ильи Кабакова

Правила жизни
Помог случай Помог случай

Иногда в, казалось бы, безвыходных ситуациях может спасти случайный человек

Лиза
Настроим четкость Настроим четкость

3 предвестника близорукости, на которые мало кто обращает внимание

Лиза
Выжить после удара метеорита, авиакатастрофы и кораблекрушения: 10 самых везучих людей на планете Выжить после удара метеорита, авиакатастрофы и кораблекрушения: 10 самых везучих людей на планете

Рассказываем истории людей, которые прямо таки родились «под счастливой звездой»

ТехИнсайдер
50 оттенков лития 50 оттенков лития

Репортаж из Центра энергетических технологий Сколтеха

Цифровой океан
Проверяем щитовидку. Неочевидные симптомы, которые указывает на ее проблемы Проверяем щитовидку. Неочевидные симптомы, которые указывает на ее проблемы

Щитовидка контролирует работу сердца и влияет на наше самочувствие

Лиза
Татьяна Тылевич Татьяна Тылевич

Почему ИФЗ — это живое производство и как сделать фарфор модным

Собака.ru
«Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино «Кропотливый труд швей»: почему именно женщины занимаются монтажом в кино

Мало кто знает, но именно женщины стоят у истоков монтажа в Голливуде

Forbes
Депрессия, одиночество и боязнь критики: почему 30-летние страдают на работе Депрессия, одиночество и боязнь критики: почему 30-летние страдают на работе

Отрывок из книги о том, как жить, когда тебе за 30

Forbes
Открыть в приложении