Дефицит и рекордный рост цен не смогли остановить рост продаж автомобилей

ЭкспертАвто

Автомобили становятся недоступным товаром

Беспрецедентный дефицит и рекордный рост цен не смогли остановить рост продаж автомобилей на российском рынке в прошлом году. Сложной рыночной конъюнктурой смогли воспользоваться китайские производители, которые вдвое нарастили у нас свою рыночную долю

Алексей Грамматчиков

Ажиотажный спрос на фоне дефицита автомобилей привел к удорожанию машин. Средняя цена нового авто в России в 2021 году выросла на 23%, превысив 2 млн рублей

Минувший год имеет все шансы войти в историю российского авторынка как один из самых запоминающихся — такого беспрецедентного роста цен и дефицита автомобилей не могут припомнить даже старожилы автомобильного рынка, притом что он никогда не отличался стабильностью и частенько напоминал захватывающую езду на американских горках. Напомним, что еще десять лет назад, с 2009-го по 2012-й, спрос на новые машины в России характеризовался уверенным разгоном и достиг рекордных 2,94 млн штук в год. Затем в течение четырех лет продажи упали до 1,43 млн единиц (по итогам 2016 года). В 2017 и 2018 годах рынок вроде бы начал набирать темп, показав прирост в 12 и 13% соответственно. Однако в 2019 году продажи вновь пошли вниз, сократившись на 2,3%, до 1,76 млн машин. Пандемийный 2020-й усугубил падение: рынок сжался еще на 9,1%, до 1,59 млн единиц. И вот в 2021 году опять рост: согласно опубликованным на прошлой неделе данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей составили 1,67 млн штук, это на 4,3% больше, чем в 2020 году. И это при том, что авторынок весь прошлый год испытывал беспрецедентное влияние крайне негативных факторов.

Дефицитный ажиотаж

Нехватка машин на складах импортеров и дилеров начала ощущаться еще в конце 2020 года; все думали, что это скоро пройдет, но, увы, проблема только усугубилась. Как уже неоднократно отмечалось, ключевой причиной дефицита автомобилей были сначала производственные сбои из-за пандемийных локдаунов, нарушение логистических цепочек, однако вскоре мировая промышленность стала испытывать острый недостаток полупроводников — в связи с этим на протяжении 2021 года останавливались конвейеры автомобильных гигантов, в том числе в России.

По данным аналитической компании LMC Automotive, глобально из-за дефицита чипов в 2021 году в общей сложности было произведено на 9,6 млн автомобилей меньше, чем планировалось. Это ощутимый удар по мировой автоиндустрии: получается, что автомобильные компании не смогли выпустить почти каждый шестой автомобиль, или порядка 15% своего годового объема (по предварительным итогам 2021 года всего в мире было выпущено порядка 65 млн машин). Представители автомобильных компаний в России признают, что если бы автомобилей в салонах хватало, показатели продаж были бы гораздо выше. «Российский рынок имеет большое значение для нашей компании — глобально он занимает второе место после Германии, — рассказал “Эксперту” Петер Шольц, глава Škoda в России. — В 2021 году у нас был план продать в России 100 тысяч автомобилей, но мы реализовали только 90,4 тысячи. Если бы поставок было достаточно, за прошлый год мы смогли бы продать 120 тысяч авто и даже больше».

«В сентябре и октябре наши заводы в Москве останавливались, из-за этого мы не смогли произвести запланированный объем автомобилей, — продолжает Ян Птачек, генеральный директор Renault в России. — Но мы надеемся на лучшее: в декабре и январе наш московский завод работал без сбоев».

Участники рынка предполагают, что если бы не дефицит автомобилей, показатели продаж были бы минимум на 10–15% выше и вполне могли бы приблизиться к отметке 1,9 млн единиц. Однако есть и другое мнение: часть продавцов говорит, что в некоторых случаях дефицит не сдерживал, а наоборот, подстегивал спрос. Здесь сработала потребительская психология, знакомая со времен СССР: когда гражданин заходил в универмаг и видел большую очередь за дефицитным товаром, он инстинктивно пристраивался следующим. Раз товар заканчивается, надо его брать — так рассуждали многие покупатели автомобилей в ушедшем году.

Ценовой перегрев

Помимо дефицита серьезным потрясением для авторынка в 2021 году стал беспрецедентный скачок цен. Разгон стоимости автомобилей в России оказался рекордным за последние годы: по оценкам «Автостата», в 2021 году средняя цена нового авто в РФ выросла почти на четверть — на 23% — и превысила двухмиллионную планку, дойдя до 2,07 млн рублей. Для сравнения: в 2020 году средняя цена авто в России увеличилась на 7% (1,68 млн рублей), в 2019-м — на 9% (1,57 млн рублей). И даже в 2015 году после обвала курса рубля рост цен на автомобили был меньше прошлогоднего — тогда он фиксировался на отметке +20% (1,19 млн рублей). Таким образом, по подсчетам аналитиков, с 2014 года увеличение средней стоимости машин составило внушительные 107%! А в денежном выражении российский авторынок в прошлом году достиг рекордных 3,02 трлн рублей — на треть больше, чем в позапрошлом.

Но на самом деле рост цен на автомобили в 2021-м был гораздо более значимым по сравнению с официальной статистикой. Дело в том, что она учитывает так называемые рекомендуемые розничные цены (РРЦ) автопроизводителей. В реальности автомобили доставались покупателям по завышенным расценкам. Тут не упустить свою выгоду постарались автомобильные дилеры: сильно пострадавшие от спада 2018 и 2019 годов, а затем пандемийного 2020-го, порой находившиеся на грани банкротства дилерские предприятия вдруг поняли, что наступил «рынок продавца», когда в условиях нехватки машин автосалоны могут диктовать свои условия, в том числе завышая цены. Юридическая лазейка была найдена быстро: дилеры продавали ходовые модели за счет оснащения их «допами» — дополнительным оборудованием. В результате установка по определению недорогой электроники — скажем, парктроников или сигнализации — обходилась покупателю еще минимум в 200– 300 тыс. рублей. А на особенно редкие и дорогие модели дилерские накрутки иногда могли достигать 1–2 млн рублей, или 20–25% от РРЦ.

После двухлетнего спада продажи авто вновь начали расти

Источник: АЕБ

Автопроизводители пытались воздействовать на дилеров, чтобы они умерили свои аппетиты, но вынуждены были признать, что эффективных юридических рычагов воздействия на дилерские сети у них не существует. «Дилер — это юридически независимая компания, она имеет свободу в условиях рынка, когда спрос определяет предложение, — констатирует Дмитрий Данковский, директор по маркетингу Kia в России. — Мы, со своей стороны, как могли убеждали дилеров, что важно выстраивать долгосрочные отношения с клиентами. Однако когда на складе условно есть 150 автомобилей, которые хотят купить 200 человек, то, увы, 50 человек не смогут это сделать, а остальные будут готовы рассмотреть возможность приобрести машину по более высокой цене — таков закон рынка».

Регулятор тоже пытался вмешаться в ситуацию: в конце 2021 года Федеральная антимонопольная служба и Роспотребнадзор выступали с публичными заявлениями о том, что необходимо найти механизм, регулирующий уровень накрутки цен на машины в условиях дефицита. В частности, высказывалась идея юридически закрепить размер дилерской маржи за каждый продаваемый автомобиль. Однако до сих пор эти предложения не были воплощены даже в проектах нормативных актов; более того, в конце декабря против инициативы ограничения маржинальности бизнеса автодилеров официально выступило руководство Минпромторга, по мнению которого, подобные шаги будут сдерживать развитие авторынка.

Цены на авто в РФ показали рекордный прирост

Источник: «Автостат»

Китайское вторжение

По-прежнему прочные лидирующие позиции на российском автомобильном рынке занимает АвтоВАЗ с показателем 350,7 тыс. проданных машин и рыночной долей 21%. Впрочем, прирост продаж ведущего российского автопроизводителя на 2% оказался меньше, чем в среднем по рынку. Руководство компании отмечает, что в ушедшем году она сильно пострадала от нехватки полупроводников: осенью 2021 года конвейер автозавода в Тольятти несколько раз полностью останавливался из-за сбоев с поставками электронных компонентов (в частности, от германского производителя Bosch). В результате дилерские центры не смогли получить в нужных объемах модели Lada Granta, ХRay, Largus.

Меньше среднерыночных показателей выросли и идущие на втором и третьем месте корейские бренды Kia и Hyundai (205,8 тыс. и 167,3 тыс., прирост на 2 и 3% соответственно). Представители этих компаний также жалуются на недостаточные поставки. «В 2021 году спрос превышал предложение, автомобилей в дилерских сетях не хватало, наш завод под Санкт-Петербургом работал на пределе возможностей», — рассказал на итоговой пресс-конференции Алексей Калицев, управляющий директор «Хёндэ Мотор СНГ».

Выше рынка смогла увеличить свои продажи идущая на пятом месте японская Toyota (97,9 тыс., + 7%), не смогли удержать в плюсе позиции чешская Skoda (90,4 тыс., −4%), немецкий Volkswagen (86,1 тыс., −14%), японский Nissan (51,3 тыс., −9%). Неплохо чувствовали себя на рынке премиальные бренды BMW (46,8 тыс., +10%) и Mercedes-Benz (43 тыс., +11%).

Но самой большой динамикой прироста в ушедшем году отличились китайцы: марка Haval сумела увеличить свои продажи более чем в два раза (39,1 тыс., +125%), Chery — более чем втрое (37,1 тыс., +224%), Geely — более чем наполовину (24,5 тыс., +59%, см. таблицу).

Результаты продаж ведущих марок на российском авторынке в 2021 г.

Источник: АЕБ

Китайские бренды последние годы наращивают свое присутствие весьма стремительно: по данным аналитического агентства «Автостат», если в 2019 году доля автопроизводителей из КНР на российском авторынке составляла всего 2,4%, то в 2020-м она поднялась до 3,8%. А годом позже выросла почти вдвое — до 7,3% от всех продаж новых авто в России. «Китайские автопроизводители лучше всех в 2021 году сумели справиться с дефицитом машин и обеспечить для России нужный объем поставок, — отметил на недавней конференции Autostat Analytic Day Сергей Целиков, директор “Автостата”. — Качество китайских автомобилей и их оснащенность в последнее время также заметно улучшаются. Кроме того, бренды из КНР более успешно сдерживают цены и в ушедшем году решительнее боролись с накрутками дилеров. Можно прогнозировать, что в ближайшее время доля китайских марок продолжит увеличиваться высокими темпами: в 2022 году она может достигнуть 10%, в следующем году — 15%».

Китайские производители умело воспользовались трудной ситуацией и нарастили свое присутствие на российском рынке

Дефицит и рост цен продолжатся

Как будет себя вести российский автомобильный рынок в наступившем году? Его участники говорят о множестве неопределенных факторов, связанных с продолжением пандемии, курсом рубля, геополитической ситуацией, сохраняющимся дефицитом чипов. Но в целом автомобильные компании настроены скорее позитивно: согласно консолидированному мнению автопроизводителей — членов АЕБ, в 2022 году продажи новых авто в России опять покажут сдержанный рост в 3,3%, до 1,722 млн единиц.

И это при том, что ключевые негативные факторы по-прежнему будут влиять на положение дел. Согласно исследованию консалтинговой компании Roland Berger, проблема с нехваткой полупроводников в мировой экономике останется актуальной не только в 2022 году, но и в следующем. По данным аналитиков, спрос на чипы в ближайшие несколько лет будет расти на 17% в год, а мощность выпускающих их предприятий способна повышаться только на 6% в год. И быстро увеличить объемы выпуска микроэлектроники вряд ли получится, так как развитие предприятий такого рода — очень инертный процесс.

«К сожалению, дефицит автомобилей в наступившем году не исчезнет — скорее всего, в первой половине текущего года на российском рынке будет отмечаться нехватка автомобилей», — заявил на пресс-конференции Томас Штерцель, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, глава Porsche в России. «Дефицит машин сохранится минимум до середины 2022 года, — соглашается Ирина Шрамко, генеральный директор “BMW Group Россия”. — На начало наступившего года мы имеем запас складов в четыре раза меньше, чем в начале 2021-го. За прошедший год отмечалась ситуация, когда на нашем партнерском российском заводе “Автотор” машины стояли недоукомплектованные, ожидая поставок нужных деталей; из-за нехватки комплектующих мы продали примерно на 10 процентов меньше автомобилей в России, чем могли бы. При этом спрос на наши автомобили в России остается высоким — в частности, мы удивлены большим вниманием к электромобилям: спрос на электрокары нашей марки в России сейчас существенно превышает предложение, мы просим наш головной офис в Германии выделить дополнительные квоты для электрокаров и планируем в наступившем году вывести на российский рынок еще одну модель на электрическом приводе».

Основная причина снижения предложения автомобилей во всем мире — дефицит чипов для создания автомобильных электронных систем

Увы, участники рынка предрекают и продолжение роста цен на автомобили, которое будет связано с дорожающими материалами, комплектующими, услугами логистики и другими расходами. Производители надеются, что в новом году динамика роста цен будет не такой высокой, как в прошлом, но в любом случае продолжающееся удорожание автомобилей будет особенно болезненно для России, где реальные доходы населения не поспевают за скачками цен. В результате личное транспортное средство становится все менее доступным для среднестатистического российского потребителя: например, одно из последних исследований «РИА Новости» говорит о том, что в настоящее время приобретение нового автомобиля в России доступно менее чем для 20% домохозяйств.

Еще в начале ХХ века основоположник мировой автоиндустрии Генри Форд вывел формулу, согласно которой автомобиль может считаться массовым продуктом, когда его цена равна годовой зарплате рабочего. В США этот баланс сохраняется: при среднестатистической годовой зарплате 43 тыс. долларов средняя цена нового автомобиля на американском рынке составляет порядка 41 тыс. долларов. В России ситуация кардинально другая. При средней зарплате 54 тыс. рублей (данные Росстата на конец ушедшего года) и средней цене авто 2,07 млн рублей потребителю придется копить на его приобретение 3,2 года, ни на что не тратя заработанные деньги. Такой разрыв в ближайший год и далее будет серьезным сдерживающим фактором развития российского автомобильного рынка. Хотя его участники стараются не терять оптимизма. «Да, в ближайшее время темпы развития продаж новых автомобилей в России будут медленными, но потенциал российского рынка весьма велик, — отметил на пресс-конференции АЕБ Алексей Калицев из Hyundai. — Хотя бы потому, что у нас очень устаревший автопарк. В России потребность в личном транспорте будет оставаться высокой, она будет двигать рынок. А рост цен частично сгладит для потребителя развитие кредитных программ, проникновение которых в среднем достигло уже почти 50 процентов».

Денежный объем авторынка достиг рекордного значения

Источник: «Автостат»

Фото: DPA/ТАСС, Наталия Федосенко/ТАСС, CTK/TASS

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сугробы Беглова: почему Петербург ежегодно не справляется с зимой Сугробы Беглова: почему Петербург ежегодно не справляется с зимой

Коммунальное бедствие в Северной столице происходит из года в год

Эксперт
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
К российскому автопрому подключают электричество К российскому автопрому подключают электричество

Отечественный автобизнес запустил проекты по разработке электромобилей

Эксперт
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Как замедлить старение Как замедлить старение

Старение можно замедлить, если разобраться в его механизмах

Эксперт
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Балканский успех американской дипломатии Балканский успех американской дипломатии

Вытеснят ли Россию из балканского пространства?

Эксперт
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Экскаваторы нарасхват Экскаваторы нарасхват

На российском рынке дорожно-строительной и прочей спецтехники ажиотаж

Эксперт
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики Микронос, смена цвета глаз и заплатка на язык: самые безумные и опасные виды пластики

Список самых бесполезных пластических операций

VOICE
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Улыбайтесь! Это раздражает Улыбайтесь! Это раздражает

Попросили стоматологов-ортопедов объяснить, как получить ослепительную улыбку

Собака.ru
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
«Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой «Чувствовала себя коровой»: как грудное вскармливание становится для женщин проблемой

Что переживают женщины, которые только начинают грудное вскармливание

Forbes
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
3 запроса о здоровом образе жизни 3 запроса о здоровом образе жизни

Что мешает нам поддерживать здоровый образ жизни?

Здоровье
Жизнь как путешествие со своим домом Жизнь как путешествие со своим домом

Как предприниматель перепридумал, что такое коттедж

Монокль
Кто качает Кто качает

5 шефов, которые раздают тренды и определяют гастрономические вайбы Петербурга

Собака.ru
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров

Актеры, которые отважились сменить амплуа и сыграть отрицательных персонажей

СНОБ
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Неарийские корни Неарийские корни

Автор романа «Почётные арийки» — о том, почему он взялся за эту сложную тему

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении