Выход сервиса на IPO может привести к переоценке самого «Яндекса»

ЭкспертБизнес

«Яндекс.Такси»: выезд на IPO

Совместное предприятие «Яндекса» и Uber ведет переговоры с инвестбанками о первичном размещении акций. Выход сервиса на IPO может привести к переоценке самого «Яндекса»

Заур Мамедьяров

На прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, что «Яндекс. Такси» ведет переговоры с Morgan Stanley и Goldman Sachs о проведении IPO. Компания готовится к размещению на биржах России и США, однако процесс подготовки долгий и может занять до года. На фоне этих новостей акции самого «Яндекса» показали бодрый рост на 4%, однако в мае этого года компания Uber вышла на IPO, по мнению многих неудачно, и это настораживает.

По предварительным оценкам различных инвестбанков, стоимость «Яндекс. Такси» составит от пяти до восьми миллиардов долларов. Goldman Sachs оценивает компанию в 7,7 миллиарда. Для сравнения: перед IPO Uber рассчитывала на оценку в 80–90 млрд, сейчас же, спустя полгода, ее капитализация составляет около 50 млрд долларов. Поэтому окончательная оценка зависит от спроса инвесторов и от итоговой структуры бизнеса, который будет выходить на IPO. «Мы рассматриваем возможность выхода на IPO, как мы говорили ранее, и мы работаем с рядом банков по различным вопросам», — прокомментировал информацию представитель «Яндекс. Такси».

«Яндекс. Такси» — совместное предприятие «Яндекса» и Uber, созданное летом 2017 года, когда компании договорились объединить свои сервисы по онлайн-заказу такси в России и соседних странах (например, в Азербайджане, Армении, Белоруссии). Тогда «Яндекс» получил в объединенной компании долю в 59,3% акций, обещав при этом вложить 100 млн долларов. Uber получил 36,6% акций (сейчас доля выросла до 38%), инвестировав 225 млн долларов.

Пока не ясно, будут ли включены в IPO сервис доставки еды «Яндекс. Еда» и подразделение по разработке беспилотных автомобилей, которые также входят в состав «Яндекс. Такси». Судя по всему, беспилотные автомобили все же останутся за пределами публичного размещения бумаг: вскоре после сообщений о переговорах «Яндекс. Такси» с инвестбанками появилась новость о том, что компания планирует выделить свое беспилотное направление в отдельное юрлицо «Яндекс.СДК». Это позволит не учитывать убытки беспилотного бизнес-юнита в отчетности «Яндекс. Такси» и тем самым на бумагах повысить рентабельность компании.

Вопрос о проведении IPO «Яндекс. Такси» обсуждался с момента создания совместного предприятия с Uber: еще в 2017 году в компании заявили, что планируют выйти на IPO в первой половине 2019 года. В январе этого года операционный и финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский говорил, что «Яндекс. Такси» планирует стать публичной компанией в 2019 или 2020 году.

Повезет или нет?

В июле этого года в «Яндекс. Такси» сообщили о покупке части бизнеса крупного агрегатора такси ГК «Везет», популярного в регионах и представленного в 123 городах России. В частности, по условиям сделки структура «Яндекса» должна была получить программное обеспечение и колл-центры регионального агрегатора, а нынешние акционеры «Везет» — до 3,6% акций «Яндекс. Такси» и до 71,5 млн долларов в случае успешного достижения показателей эффективности. Сумма сделки не была названа, но отмечалось, что в течение трех лет «Яндекс. Такси» планирует потратить на развитие системы такси в регионах восемь миллиардов рублей, половина этой суммы пойдет на внедрение технологий, отвечающих за безопасность поездок, а вторая половина — на программы поддержки местных таксопарков и водителей. Вероятно, решение о покупке крупнейшего регионального агрегатора такси было принято как раз с расчетом на проведение IPO — сделка позволит «Яндекс. Такси» усилить лидирующие позиции на рынке сервисов заказа такси.

Уже в октябре в связи с изменением параметров сделки «Яндекс. Такси» отозвало первоначальное ходатайство о покупке и подало новое заявление в ФАС. Как объяснили в компании, это связано с включением в сделку новых объектов бизнеса «Везет», например сервиса заказа грузоперевозок «Везет Добро».

Недовольство в связи с проведением сделки выразили конкуренты «Яндекс. Такси» — Mail.ru Group, которой принадлежит доля в бизнесе сервиса «Ситимобил», и сервис такси Gett. Так, Mail. ru Group в 2018 году инвестировала в «Везет» в виде конвертируемого займа и планировала получить долю в компании. Позже группа компаний сочла актив переоцененным и отказалась от идеи войти в бизнес регионального агрегатора. Представители Mail.ru Group подчеркивали, что, поскольку у группы до конца июля действовало право вето на отчуждение ключевых активов «Везет», компания не могла совершать новых сделок без получения письменного согласия от своего заимодателя. В самой ГК «Везет» при этом отмечают, что условия займа нарушены не были.

Сервис Gett после информации о планах «Яндекс.Такси» приобрести «Везет» подал жалобу в ФАС, заявив, что сделка нарушает конкурентные условия на рынке такси. Гендиректор Gett в России Максим Жаворонков отметил, что эта покупка создаст «непреодолимые барьеры для новых инвестиций в отрасль».

Есть вероятность, что ФАС не одобрит сделку между «Яндекс. Такси» и «Везет», однако все зависит от того, участниками какого рынка следует считать эти компании. Сервисы онлайн-заказа такси действуют в России сравнительно недавно, и финансово-правовая база по ним пока не успела сформироваться. Например, если относить «Яндекс. Такси» и «Везет» к категории «агрегаторов такси», то, по подсчетам Gett, их совокупная доля на этом рынке составит 70%. При этом ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что заблокирует сделку, если совокупная доля сторон на рынке превысит 50%. «Если они до 35 процентов недотянут на рынке, то мы с легким сердцем дадим согласие. Если будет больше 35 процентов, но меньше 50, то мы обычно даем согласие и жесткое предписание. Если совокупная доля будет больше 50 процентов, ответ будет однозначный: нет», — объяснил Артемьев и отметил, что «большого восторга» по поводу возможной сделки не испытывает. В «Яндекс.Такси», разумеется, учли такой риск, поэтому специально указали в условиях сделки, что планируют приобрести именно программное обеспечение и колл-центры, а не таксопарки «Везет» — в таком случае сделка формально затрагивает не рынок агрегаторов такси, а рынок ПО. Как бы то ни было, ФАС пока не вынесла решения по сделке — и, учитывая недавнее изменение ее условий, объявит его еще не скоро. От сроков закрытия сделки зависит в том числе и срок выхода «Яндекс. Такси» на IPO.

Опыт Uber

В этом году публичной компанией уже стал сервис Uber — аналитики называли его IPO самым ожидаемым размещением года. Перед проведением IPO Uber рассчитывала на оценку в 80,5– 91,5 млрд долларов. Компания планировала продать 180 млн акций по цене от 44 до 50 долларов и привлечь около 10 млрд долларов. Однако результаты размещения на бирже оказались ниже ожиданий компании и инвестбанков: еще в день проведения IPO акции Uber стоили по 45 долларов, а уже на следующий день цена снизилась до 42. Капитализация компании составляла 69,7 млрд долларов.

За полгода, прошедшие с выхода Uber на IPO, ситуация все еще не выправилась: сейчас капитализации компании на 20% ниже, чем в день публичного размещения бумаг. Во втором квартале 2019 года убытки Uber составили около 5,2 млрд долларов — это рекордные квартальные потери для компании, в пять раз больше, чем в первом квартале, и в шесть раз больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В октябре наблюдается положительный тренд, однако прошло слишком мало времени, чтобы можно было делать какие-либо выводы. Цена акции Uber 1 ноября колебалась в районе 33 долларов.

По оценкам аналитиков Альфа-банка, IPO «Яндекс.Такси» состоится не раньше весны будущего года, так как нынешняя неопределенность по поводу закона об иностранном участии в капитале крупнейших российских интернет-компаний является препятствием для крупных иностранных инвестиций в российский интернет-сектор.

Во втором квартале текущего года «Яндекс.Такси» впервые вышла на прибыль: скорректированная EBITDA составила 423 млн рублей. Ранее, с 2015 года, этот показатель был всегда отрицательным — вероятно, из-за расширения бизнеса. По итогам третьего квартала 2019 года компания повысила годовые планы роста выручки до 36–38%. Таким образом, выручка за 2019 год составит 173–176 млрд рублей, чистая прибыль 7,3–7,8 млрд рублей при сохранении чистой рентабельности 15%. Эти показатели выгодно отличают компанию от Uber, поэтому и выход на IPO может оказаться куда более успешным. Однако участники рынка в последний год стали относиться к финансированию ИT-бизнеса строже, оценивая перспективы выхода на прибыль и хорошие дивиденды: показателен недавний провал размещения компании WeWork (стартап считался одним из самых дорогих в США) и продолжающиеся неудачи сервиса Lyft.

Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Два счетчика Два счетчика

О тарифах на новой платной автотрассе М-11

Эксперт
«В нулевые было одно правило: я трачу много — значит, я существую». Как изменилась гастрономическая культура в России «В нулевые было одно правило: я трачу много — значит, я существую». Как изменилась гастрономическая культура в России

Русская гастрономия переживает очередное перерождение

Forbes
Лайк и репост: вместо тысячи слов Лайк и репост: вместо тысячи слов

Что нас побуждает ставить лайки и делать репосты и как развивается зависимость

Naked Science
Как скачать фотографии из Instagram на компьютер и смартфон Как скачать фотографии из Instagram на компьютер и смартфон

Способы сохранить понравившееся изображение в Instagram

Популярная механика
Незаменимый Незаменимый

К чему приведет борьба российских властей с долларом

Forbes
30 мелочей, которые портят впечатление о мужчине 30 мелочей, которые портят впечатление о мужчине

Почему свидание с Прекрасным Принцем тебе категорически не понравилось

Cosmopolitan
Сильный ход в глобальной газовой партии Сильный ход в глобальной газовой партии

Россия выстраивает стратегию реконфигурации мирового газового рынка

Эксперт
Доходность до 258%: сколько можно заработать, коллекционируя старые автомобили Доходность до 258%: сколько можно заработать, коллекционируя старые автомобили

Реставрация превращает старую машину в великолепный инвестиционный актив

Forbes
Из рук в руки Из рук в руки

15 лет российского футбола в историях пяти клубов

Forbes
Вольному воля Вольному воля

Правда ли, что похудеть можно только при сильном самоконтроле

Худеем правильно
Главное —  вместе Главное —  вместе

Красный, белый, зеленый — классические новогодние цвета

Добрые советы
Умножение делением: что может дать обычным людям шеринг в сфере b2b Умножение делением: что может дать обычным людям шеринг в сфере b2b

Шеринг персонала собирается изменить весь рынок труда

РБК
Новый 2020-й: ждать ли от него чудес? Новый 2020-й: ждать ли от него чудес?

Согласитесь, в числах есть особая красота

Psychologies
Выйти из сумрака Выйти из сумрака

С балкона небоскреба сорвать сливу или персик — для Китая это уже не фантастика

Вокруг света
Желание чего-то иного Желание чего-то иного

Каковы настоящие причины желания все изменить

Psychologies
Меч из Ваймушского городка Меч из Ваймушского городка

На Ваймушском городище был найден меч XIV века

Дилетант
Счастливого Нового года...А так бывает? Счастливого Нового года...А так бывает?

Казалось бы, чего плохого можно ожидать от новогодних праздников

Домашний Очаг
Вкус Сибири Вкус Сибири

Филолог из Новосибирска построил ресторанный бизнес с выручкой 2,8 млрд рублей

Forbes
Сила есть Сила есть

Создание одной из самых успешных франшиз без магии, вероятно, не обошлось

Вокруг света
Фред Мандельбаум: «Breitling – это Apple в мире хронографов» Фред Мандельбаум: «Breitling – это Apple в мире хронографов»

Интервью с убежденным часовым коллекционером Фредом Мандельбаумом

GQ
Мультиметры для дома: лучшие модели с минимальной погрешностью Мультиметры для дома: лучшие модели с минимальной погрешностью

Мультиметр – полезный прибор для тех, кто так или иначе занимается электрикой

CHIP
Ирина Мальцева: «Каждый съеденный вами гамбургер передаётся потомкам» Ирина Мальцева: «Каждый съеденный вами гамбургер передаётся потомкам»

Наши ближайшие предки могут быть причастны к тому, что мы имеем лишний вес

Худеем правильно
Страна, которая гуляет сама по себе Страна, которая гуляет сама по себе

«Огонек» побывал в Абхазии, в которой многое происходит и ничего не меняет

Огонёк
Ничего не покупать и стать счастливым Ничего не покупать и стать счастливым

В противовес философии потребления придуман день без покупок

Psychologies
Чтобы точно надуть в штаны: 20 лучших фильмов ужасов на основе реальных событий Чтобы точно надуть в штаны: 20 лучших фильмов ужасов на основе реальных событий

Когда ты знаешь, что это действительно может происходить, тебе еще страшнее

Playboy
Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых Муравьиная планета: как два друга из Волгограда заработали миллионы на фермах для насекомых

Как детское увлечение превратилось в бизнес с миллионной выручкой

Forbes
Сердце под капотом: в прокат вышел фильм о том, как Ford пытался обогнать Ferrari Сердце под капотом: в прокат вышел фильм о том, как Ford пытался обогнать Ferrari

Почему «Ford против Ferrari» нужно посмотреть, даже если вы не поклонник гонок

Forbes
Желание выжить сделает роботов разумными Желание выжить сделает роботов разумными

Биологический принцип гомеостаза создаст разумных роботов, с чувствами и мыслями

Популярная механика
Инофизики и инолирики. Почему иностранных агентов становится все больше — и не только в России Инофизики и инолирики. Почему иностранных агентов становится все больше — и не только в России

Госдума продолжает отгораживать россиян от разлагающего влияния из-за рубежа

СНОБ
Все, что нужно знать об импичменте Трампа Все, что нужно знать об импичменте Трампа

Почему не стоит злоупотреблять властью, разговаривая по телефону

GQ
Открыть в приложении