Выход сервиса на IPO может привести к переоценке самого «Яндекса»

ЭкспертБизнес

«Яндекс.Такси»: выезд на IPO

Совместное предприятие «Яндекса» и Uber ведет переговоры с инвестбанками о первичном размещении акций. Выход сервиса на IPO может привести к переоценке самого «Яндекса»

Заур Мамедьяров

На прошлой неделе агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, что «Яндекс. Такси» ведет переговоры с Morgan Stanley и Goldman Sachs о проведении IPO. Компания готовится к размещению на биржах России и США, однако процесс подготовки долгий и может занять до года. На фоне этих новостей акции самого «Яндекса» показали бодрый рост на 4%, однако в мае этого года компания Uber вышла на IPO, по мнению многих неудачно, и это настораживает.

По предварительным оценкам различных инвестбанков, стоимость «Яндекс. Такси» составит от пяти до восьми миллиардов долларов. Goldman Sachs оценивает компанию в 7,7 миллиарда. Для сравнения: перед IPO Uber рассчитывала на оценку в 80–90 млрд, сейчас же, спустя полгода, ее капитализация составляет около 50 млрд долларов. Поэтому окончательная оценка зависит от спроса инвесторов и от итоговой структуры бизнеса, который будет выходить на IPO. «Мы рассматриваем возможность выхода на IPO, как мы говорили ранее, и мы работаем с рядом банков по различным вопросам», — прокомментировал информацию представитель «Яндекс. Такси».

«Яндекс. Такси» — совместное предприятие «Яндекса» и Uber, созданное летом 2017 года, когда компании договорились объединить свои сервисы по онлайн-заказу такси в России и соседних странах (например, в Азербайджане, Армении, Белоруссии). Тогда «Яндекс» получил в объединенной компании долю в 59,3% акций, обещав при этом вложить 100 млн долларов. Uber получил 36,6% акций (сейчас доля выросла до 38%), инвестировав 225 млн долларов.

Пока не ясно, будут ли включены в IPO сервис доставки еды «Яндекс. Еда» и подразделение по разработке беспилотных автомобилей, которые также входят в состав «Яндекс. Такси». Судя по всему, беспилотные автомобили все же останутся за пределами публичного размещения бумаг: вскоре после сообщений о переговорах «Яндекс. Такси» с инвестбанками появилась новость о том, что компания планирует выделить свое беспилотное направление в отдельное юрлицо «Яндекс.СДК». Это позволит не учитывать убытки беспилотного бизнес-юнита в отчетности «Яндекс. Такси» и тем самым на бумагах повысить рентабельность компании.

Вопрос о проведении IPO «Яндекс. Такси» обсуждался с момента создания совместного предприятия с Uber: еще в 2017 году в компании заявили, что планируют выйти на IPO в первой половине 2019 года. В январе этого года операционный и финансовый директор «Яндекса» Грег Абовский говорил, что «Яндекс. Такси» планирует стать публичной компанией в 2019 или 2020 году.

Повезет или нет?

В июле этого года в «Яндекс. Такси» сообщили о покупке части бизнеса крупного агрегатора такси ГК «Везет», популярного в регионах и представленного в 123 городах России. В частности, по условиям сделки структура «Яндекса» должна была получить программное обеспечение и колл-центры регионального агрегатора, а нынешние акционеры «Везет» — до 3,6% акций «Яндекс. Такси» и до 71,5 млн долларов в случае успешного достижения показателей эффективности. Сумма сделки не была названа, но отмечалось, что в течение трех лет «Яндекс. Такси» планирует потратить на развитие системы такси в регионах восемь миллиардов рублей, половина этой суммы пойдет на внедрение технологий, отвечающих за безопасность поездок, а вторая половина — на программы поддержки местных таксопарков и водителей. Вероятно, решение о покупке крупнейшего регионального агрегатора такси было принято как раз с расчетом на проведение IPO — сделка позволит «Яндекс. Такси» усилить лидирующие позиции на рынке сервисов заказа такси.

Уже в октябре в связи с изменением параметров сделки «Яндекс. Такси» отозвало первоначальное ходатайство о покупке и подало новое заявление в ФАС. Как объяснили в компании, это связано с включением в сделку новых объектов бизнеса «Везет», например сервиса заказа грузоперевозок «Везет Добро».

Недовольство в связи с проведением сделки выразили конкуренты «Яндекс. Такси» — Mail.ru Group, которой принадлежит доля в бизнесе сервиса «Ситимобил», и сервис такси Gett. Так, Mail. ru Group в 2018 году инвестировала в «Везет» в виде конвертируемого займа и планировала получить долю в компании. Позже группа компаний сочла актив переоцененным и отказалась от идеи войти в бизнес регионального агрегатора. Представители Mail.ru Group подчеркивали, что, поскольку у группы до конца июля действовало право вето на отчуждение ключевых активов «Везет», компания не могла совершать новых сделок без получения письменного согласия от своего заимодателя. В самой ГК «Везет» при этом отмечают, что условия займа нарушены не были.

Сервис Gett после информации о планах «Яндекс.Такси» приобрести «Везет» подал жалобу в ФАС, заявив, что сделка нарушает конкурентные условия на рынке такси. Гендиректор Gett в России Максим Жаворонков отметил, что эта покупка создаст «непреодолимые барьеры для новых инвестиций в отрасль».

Есть вероятность, что ФАС не одобрит сделку между «Яндекс. Такси» и «Везет», однако все зависит от того, участниками какого рынка следует считать эти компании. Сервисы онлайн-заказа такси действуют в России сравнительно недавно, и финансово-правовая база по ним пока не успела сформироваться. Например, если относить «Яндекс. Такси» и «Везет» к категории «агрегаторов такси», то, по подсчетам Gett, их совокупная доля на этом рынке составит 70%. При этом ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что заблокирует сделку, если совокупная доля сторон на рынке превысит 50%. «Если они до 35 процентов недотянут на рынке, то мы с легким сердцем дадим согласие. Если будет больше 35 процентов, но меньше 50, то мы обычно даем согласие и жесткое предписание. Если совокупная доля будет больше 50 процентов, ответ будет однозначный: нет», — объяснил Артемьев и отметил, что «большого восторга» по поводу возможной сделки не испытывает. В «Яндекс.Такси», разумеется, учли такой риск, поэтому специально указали в условиях сделки, что планируют приобрести именно программное обеспечение и колл-центры, а не таксопарки «Везет» — в таком случае сделка формально затрагивает не рынок агрегаторов такси, а рынок ПО. Как бы то ни было, ФАС пока не вынесла решения по сделке — и, учитывая недавнее изменение ее условий, объявит его еще не скоро. От сроков закрытия сделки зависит в том числе и срок выхода «Яндекс. Такси» на IPO.

Опыт Uber

В этом году публичной компанией уже стал сервис Uber — аналитики называли его IPO самым ожидаемым размещением года. Перед проведением IPO Uber рассчитывала на оценку в 80,5– 91,5 млрд долларов. Компания планировала продать 180 млн акций по цене от 44 до 50 долларов и привлечь около 10 млрд долларов. Однако результаты размещения на бирже оказались ниже ожиданий компании и инвестбанков: еще в день проведения IPO акции Uber стоили по 45 долларов, а уже на следующий день цена снизилась до 42. Капитализация компании составляла 69,7 млрд долларов.

За полгода, прошедшие с выхода Uber на IPO, ситуация все еще не выправилась: сейчас капитализации компании на 20% ниже, чем в день публичного размещения бумаг. Во втором квартале 2019 года убытки Uber составили около 5,2 млрд долларов — это рекордные квартальные потери для компании, в пять раз больше, чем в первом квартале, и в шесть раз больше, чем за аналогичный период предыдущего года. В октябре наблюдается положительный тренд, однако прошло слишком мало времени, чтобы можно было делать какие-либо выводы. Цена акции Uber 1 ноября колебалась в районе 33 долларов.

По оценкам аналитиков Альфа-банка, IPO «Яндекс.Такси» состоится не раньше весны будущего года, так как нынешняя неопределенность по поводу закона об иностранном участии в капитале крупнейших российских интернет-компаний является препятствием для крупных иностранных инвестиций в российский интернет-сектор.

Во втором квартале текущего года «Яндекс.Такси» впервые вышла на прибыль: скорректированная EBITDA составила 423 млн рублей. Ранее, с 2015 года, этот показатель был всегда отрицательным — вероятно, из-за расширения бизнеса. По итогам третьего квартала 2019 года компания повысила годовые планы роста выручки до 36–38%. Таким образом, выручка за 2019 год составит 173–176 млрд рублей, чистая прибыль 7,3–7,8 млрд рублей при сохранении чистой рентабельности 15%. Эти показатели выгодно отличают компанию от Uber, поэтому и выход на IPO может оказаться куда более успешным. Однако участники рынка в последний год стали относиться к финансированию ИT-бизнеса строже, оценивая перспективы выхода на прибыль и хорошие дивиденды: показателен недавний провал размещения компании WeWork (стартап считался одним из самых дорогих в США) и продолжающиеся неудачи сервиса Lyft.

Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дроны в погоне за картой Дроны в погоне за картой

Человечество до сих пор не составило полную карту своей собственной планеты

Популярная механика
Тот самый Карлсон Тот самый Карлсон

Андрей Бурковский по-настоящему успешен на театральной сцене и в кино

OK!
Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
«Специфически русское явление» «Специфически русское явление»

Средневековые юродивые и современные оппозиционеры

Огонёк
Иван и царевна-жаба Иван и царевна-жаба

Комик Иван Усович рассказал «Татлеру» о знаменитой жадности стендаперов

Tatler
Suzuki Jimny. Приключения японского Коробка Suzuki Jimny. Приключения японского Коробка

Коробок сумел перехитрить многих, но далеко не всех

4x4 Club
Диван желаний Диван желаний

Татьяна Бабенкова из сериала и фильма «Полицейский с Рублевки»

Maxim
Микаэль Ниеми: Сварить медведя Микаэль Ниеми: Сварить медведя

Фрагмент нового романа одного из лучших шведских писателей Микаэля Ниеми

СНОБ
Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов

Наследие Октябрьской революции проявляет себя чаще, чем кажется

СНОБ
Копить или купить? Копить или купить?

Почему россияне не привыкли делать сбережения

Огонёк
Александр Мальцев Александр Мальцев

Первый мужчина России в синхронном плавании

Собака.ru
Глен Баллис: «Я возвращаюсь в Москву за куриным супом» Глен Баллис: «Я возвращаюсь в Москву за куриным супом»

Бренд-шеф Глен Баллис о своем характере, московском супе и китайских димсамах

GQ
Конец конца идей: зачем читать новую книгу Джонатана Франзена Конец конца идей: зачем читать новую книгу Джонатана Франзена

Чему писатель-бумер может научить читателей-миллениалов

РБК
Ингрид Олеринская: «С легкостью трачу деньги» Ингрид Олеринская: «С легкостью трачу деньги»

Актриса Ингрид Олеринская рассказала, что бы приготовила на последние 100 рублей

StarHit
Дело по душе: 7 историй о том, как превратить хобби в многомиллионный бизнес Дело по душе: 7 историй о том, как превратить хобби в многомиллионный бизнес

Говорят, лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби.

Forbes
Превышение полномочий: должна ли корпорация вмешиваться в личную жизнь сотрудников Превышение полномочий: должна ли корпорация вмешиваться в личную жизнь сотрудников

Насколько чувства могут подчиняться корпоративной культуре

Forbes
Враг внутри: женщины, которые ненавидят женщин Враг внутри: женщины, которые ненавидят женщин

Почему женщины становятся злейшими врагами друг для друга

Psychologies
Одна заячья cила Одна заячья cила

Шик и роскошь авиалайнера Big Bunny подняли империю Playboy на новый уровень

Playboy
Друг-человек Друг-человек

Вдруг случится чудо и вы тоже решите взять питомца из приюта, как наши герои

Добрые советы
Игры, которые мы ненавидим: Марта Кетро о грязных приемах в отношениях Игры, которые мы ненавидим: Марта Кетро о грязных приемах в отношениях

Какие грязные игры в отношениях могут вам встретиться?

Cosmopolitan
Усы, лапы и хвост – вот мои инструменты! Усы, лапы и хвост – вот мои инструменты!

Как повседневное общение с питомцем приводит к исцелению тела и души

Psychologies
Чтение выходного дня: отрывок из новой книги экономиста Адама Туза о том, как десятилетие экономических кризисов сделало наш мир таким, какой он есть Чтение выходного дня: отрывок из новой книги экономиста Адама Туза о том, как десятилетие экономических кризисов сделало наш мир таким, какой он есть

Как экономические кризисы изменили наш мир и при чем тут Трамп

Esquire
Неронные связи: 7 мифов о римском императоре Неронные связи: 7 мифов о римском императоре

Правда и мифы о римском императоре Нероне

Вокруг света
Здесь никто не живет Здесь никто не живет

На чьей земле строится мусорный полигон на станции Шиес

Русский репортер
10 правил «Пьоппи» 10 правил «Пьоппи»

Что такое «режим Пьоппи» и почему он идеально подходит для похудения

Худеем правильно
С природой о природе С природой о природе

Основная тема интерьера — природа, вдохновляющая и умиротворяющая

SALON-Interior
Изобрести велосипед: почему советы не работают? Изобрести велосипед: почему советы не работают?

Когда клиенты обращаются за помощью, они часто просят совета

Psychologies
«Марафон желаний»: возможно ли делать успешное коммерческое женское кино в России «Марафон желаний»: возможно ли делать успешное коммерческое женское кино в России

Разговор с режиссером комедии "Марафон желаний" Екатериной Кононенко

Forbes
Как глава Mariott добился роста капитализации сети на 226% в эпоху Airbnb Как глава Mariott добился роста капитализации сети на 226% в эпоху Airbnb

Арне Соренсон либо сошел с ума, либо принял лучшее решение в своей карьере

Forbes
Налей и отойди: почему мы становимся потребителями-отшельниками Налей и отойди: почему мы становимся потребителями-отшельниками

Мы стремимся к одиночеству в процессе потребления

Forbes
Открыть в приложении