Мы стремимся к одиночеству в процессе потребления

ForbesОбщество

Налей и отойди: почему мы становимся потребителями-отшельниками

В последнее время ретейл создает все больше сервисов, которые увеличивают дистанцию между покупателем и продавцом — от онлайн-заказов до касс самообслуживания. С одной стороны, мы стремимся к одиночеству в процессе потребления, а с другой — все больше скучаем по живому человеческому общению. Какая тенденция победит?

Мария Макушева

gettyimages-1152642020.jpg__1574255013__43854.jpg
Касса самообслуживания

Большую часть времени человек что-то потребляет. И в этом процессе находят отражение все изменения его образа жизни и ценностей, общественная и политическая повестка, развитие технологий. Горожанин вечно спешит. Он позднее создает семью и все чаще живет один. Становится внимательнее к своему здоровью и задумывается о спасении планеты. Продавец отвечает на это сервисами для экономии времени, развитием рынка готовой еды, услугами по уборке и длинными полками с low fat, non-GMO, gluten-free продуктами.

При этом все чаще в рассказах покупателей о приятном шопинге сквозит желание остаться в одиночестве: спокойно и в тишине бродить между полками после рабочего дня. Негативные эмоции в основном исходят от навязчивого сервиса, недружелюбия персонала, скоплений людей, не дающих сосредоточиться и получить удовольствие. Самое неприятное место в магазине — у кассы. И даже доставка курьером — необходимость его встречать — подчас вызывает дискомфорт. В идеале продукты должны сами появляться у двери.

Почему так происходит? Все дело в том, что одна из важнейших характеристик городской жизни состоит в том, что человек находится в интенсивном потоке информации, общается с десятками людей, его буквально атакуют постоянные и назойливые контакты. Причем контакты унифицированные, в которых он — предмет одностороннего интереса, покупатель и заказчик. Это усиливает желание изолироваться.

Чтобы изучить меняющиеся запросы потребителя, исследовательская компания «Платформа» провела серию онлайн фокус-групп. О результатах работы Forbes Life рассказала социолог Мария Макушева.

Исследование выявило любопытное противоречие в запросах потребителей. С одной стороны, им действительно нравится определенная изоляция в процессе покупок. Об этом эскапизме сегодня говорят как о развивающейся «социопатии» горожанина. Но есть и противоположный, казалось бы, запрос — на живое неформальное общение. И чтобы лучше понять первый, нужно рассмотреть второй.

При всем интересе к цифровым форматам потребители не готовы перейти на них полностью — и с теплотой говорят о личном контакте с продавцом. Но не любым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как понять, что в нас видят только сексуальный объект Как понять, что в нас видят только сексуальный объект

Где грань между здоровым влечением и объективацией

Psychologies
Как убедить близкого пойти на терапию: 8 советов Как убедить близкого пойти на терапию: 8 советов

Видеть, как близкий человек пытается справиться с проблемами, всегда тяжело

Psychologies
Гороскоп любовных неудач: как знаки зодиака переживают расставание? Гороскоп любовных неудач: как знаки зодиака переживают расставание?

Хочешь узнать, как именно переживешь любовную неудачу ты?

Cosmopolitan
Новый вызов для поколения миллениалов Новый вызов для поколения миллениалов

Зачастую дети, родившиеся в нашем веке, не способны к самостоятельным решениям

СНОБ
Самый лучший Новый год Самый лучший Новый год

Каждый декабрь мы просим известных людей поделиться новогодними историями

Домашний Очаг
Давай пошалим Давай пошалим

Архитекторы превратили традиционное шале в загородный дом с арт-галереей

AD
Екатерина Варнава Екатерина Варнава

Стендап-комик из шоу Comedy Woman дразнится и танцует на корпоративах и свадьбах

Tatler
«Водород взрывоопасен только в голове» «Водород взрывоопасен только в голове»

Насколько оправданна ставка именно на водородный транспорт

Эксперт
Джеймс Клир: Как сформировать новую привычку Джеймс Клир: Как сформировать новую привычку

Как не стать жертвой собственных привычек?

СНОБ
Зачем вам смотреть сериал «Корона»? Зачем вам смотреть сериал «Корона»?

Зачем смотреть сериал «Корона», если вы не маленькая принцесса

GQ
Гармония хаоса Гармония хаоса

Обустрой в квартире пространство для творчества так, чтобы не страдали близкие

Лиза
Наталья Ветлицкая возвращается! Наталья Ветлицкая возвращается!

Кумир 90-х и первая красавица нашей эстрады возвращается!

StarHit
#наболело #наболело

Петербург переживает ресторанный бум, а по коммуникации у нас опять двойка

Собака.ru
«Он меня не отпускает»: почему бывает так трудно выйти из отношений «Он меня не отпускает»: почему бывает так трудно выйти из отношений

Как уйти, если мужчина не отпускает вас после расставания

Psychologies
Авторы «Антиглянца» — о влиянии, доходах и анонимности Авторы «Антиглянца» — о влиянии, доходах и анонимности

О жизни за пределами мессенджера, рекламных бюджетах и недостатке самоиронии

РБК
Копить или купить? Копить или купить?

Почему россияне не привыкли делать сбережения

Огонёк
Песня Катюши Песня Катюши

Кэт Грэм о вдохновении девяностыми, серьезном кино и русских корнях

Vogue
Отпуск экспромтом Отпуск экспромтом

Края, куда можно уехать, не тратя много времени на визовые хлопоты

Playboy
Сезонные решения Сезонные решения

Самое время оказать организму комплексную поддержку

Худеем правильно
Начни покупки с нуля: 5 правил шопинга на совесть Начни покупки с нуля: 5 правил шопинга на совесть

Как не переплачивать, в чем себе не отказывая

Cosmopolitan
Suzuki Jimny. Приключения японского Коробка Suzuki Jimny. Приключения японского Коробка

Коробок сумел перехитрить многих, но далеко не всех

4x4 Club
«Дверь нам открыла 37-летняя старуха»: почему миллениалы оказались не готовы к кризису в карьере и жизни «Дверь нам открыла 37-летняя старуха»: почему миллениалы оказались не готовы к кризису в карьере и жизни

30 лет — один из самых мифообразующих возрастов для современного общества

Forbes
«Мы потратили $120 млн на эту войну»: экс-миллиардер Ноготков о жизни после «Связного», чувстве вины и новых интересах «Мы потратили $120 млн на эту войну»: экс-миллиардер Ноготков о жизни после «Связного», чувстве вины и новых интересах

Максим Ноготков рассказал, из-за чего он лишился бизнеса

Forbes
Северные папы Северные папы

Эти мужчины — разного возраста, разных профессий, но все они — папы

Seasons of life
Возраст и вес Возраст и вес

Почему с возрастом мы неминуемо набираем вес?

Здоровье
Юань на черный день: к чему приведет дедолларизация ФНБ Юань на черный день: к чему приведет дедолларизация ФНБ

В среднесрочной перспективе изменения валютной структуры ФНБ выглядит разумно

Forbes
Почему женщины выбирают партнера, похожего на их мать? Почему женщины выбирают партнера, похожего на их мать?

Почему именно материнская фигура больше всего влияет на выбор спутника жизни

Psychologies
Не все остались живы. Отрывок из книги Не все остались живы. Отрывок из книги

Случаются в жизни события, которые бы не пришли в голову даже мастерам пера

СНОБ
Бизнес с экологическим лицом: ответственность или маркетинговый ход Бизнес с экологическим лицом: ответственность или маркетинговый ход

Почему в 2019 году бизнес стал с ответственностью относиться к экологии

Forbes
«Чёрная легенда» — месть протестантов «Чёрная легенда» — месть протестантов

В антикатолической пропаганде все испанцы представали обезумевшими изуверами

Дилетант
Открыть в приложении