Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов
Годовщина Октябрьской революции в очередной раз проходит почти незамеченной официально — но ее наследие проявляет себя чаще, чем кажется
Между 4 и 7 ноября — триста лет, а пролетают почти мгновенно. Вспомнили, как нижегородское ополчение взяло штурмом Москву, и тут же надо не забыть о другом штурме — Зимнего дворца в Петербурге. И то, и другое, впрочем, помнится уже не очень хорошо, сливается в «ноябрьские праздники».
Штурм Китай-города с последующим изгнанием поляков власть сегодня считает более важным, так как поляки хотели извести на Руси православие и заменить его католичеством. Большевики, впрочем, православие все же извели и, видимо, поэтому считаются исторически сомнительными персонажами. Тем более среди их руководства поляков хватало — один Феликс Дзержинский чего стоит.
В последнее время периодически заводят разговор о восстановлении памятника Дзержинскому на Лубянке, снос которого был чуть ли не главным символом падения СССР. День Октябрьской революции в России праздновать перестали, а памятник одному из ее творцов желают видеть, даром что Дзержинскому народное единство было не нужно, его интересовало классовое.
В Москве памятник все-таки до сих пор не вернули, но коммунистам разрешили пройти демонстрацией. В Петербурге демонстрацию к «Авроре» 7 ноября уже второй год запрещают, зато бронзовый Феликс как стоял, так и стоит неподалеку от Смольного, никто его не трогал. Интересный стереоэффект.
Ленин в Мавзолее продолжает лежать, и попробуй тронь — он теперь главный аттракцион для китайских туристов, которых у нас очень полюбили. Поэтому его теперь не похоронят, даже если коммунисты сами попросят. А вот «дело Ленина» игнорируют: даже столетний юбилей революции два года назад власти, можно сказать, не заметили. Эрмитаж сделал отличную выставку — но и только. Событие планетарного масштаба, возможно, крупнейший наш вклад в мировую историю, заслужило, кажется, хотя бы международной конференции. Это ведь не только кровь, но и значительные социальные реформы. Основание Санкт-Петербурга празднуется же, а там царь Петр на строительстве, между прочим, тоже немало народу закопал.