Дорогие дороги: какой будет цифровизация дорожного строительства
Главная федеральная программа в дорожной отрасли сегодня — национальный проект «Безопасные качественные дороги», рассчитанный до 2030 года. Среди основных целей — повысить качество жизни, привести дороги в соответствие с нормативами и снизить уровень аварийности и ДТП. Переход на этот этап развития отрасли невозможен без внедрения и совершенствования цифровых технологий. Генеральный директор проектного института «Инстройпроект» Артем Гиверский в своей колонке для Forbes рассказал о степени развития в России цифровых технологий в дорожном хозяйстве и о том, как цифровизация скажется на всей отрасли в будущем.
Как цифровизация улучшает качество работ
Согласно опросу ВЦИОМ, в 2022 году 52% россиян были удовлетворены качеством и доступностью автомобильных дорог и отмечали улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры. По данным рейтинга регионов по качеству дорог, в пятерку лидеров вошли: Москва, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Краснодарский край, Республика Ингушетия, Челябинская область. В этих регионах более 80% автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения отвечают нормативным требованиям.
Далее — Белгородская, Кемеровская, Тюменская области, республики Адыгея и Дагестан: процент соответствия нормативам здесь от 70% до 73,8%. Самое низкое качество дорог в Архангельской области (10,3%), а также в Кировской, Амурской, Магаданской областях, республиках Алтай, Марий Эл, Крым, Ненецком автономном округе: доля дорог, которая отвечает требованиям, ниже 30%.
В 2022 году правительство утвердило план по строительству и реконструкции дорог на 2023-2027 годы. Его главная задача — привести в нормативное состояние не менее 85% автомобильных дорог опорной сети, потому что они имеют особое значение для развития экономики страны, а также 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах. На все мероприятия выделено более 13 трлн рублей.
Цифровизация играет одну из главных ролей для реализации плана и должна охватывать все жизненные циклы дороги, от строительства до эксплуатации. Причем последний этап стратегически важен для повышения качества. С помощью IT становится возможен новый подход к управлению состоянием дорог на основе анализа остаточного рабочего ресурса. Уже сейчас есть первые отечественные нейронные сети, которые в режиме реального времени сканируют дефекты. Сканирование выполняется с помощью навесного оборудования, которое крепится к легковой машине. После обработки автоматически формируются ведомости, необходимые для ремонта. Например, такая система запущена в Тюмени локальными разработчиками в конце 2022 года. Нейросеть способна выявлять четыре вида дефекта — трещины и выбоины на дорогах, отклонения в разметке и знаках. После обнаружения система размещает все проблемы на виртуальной карте с указанием места и даты, далее подрядчик их устраняет. За счет цифровизации, которая позволяет оперативно реагировать, регион уже наблюдает тенденцию к снижению тяжести последствий ДТП.
Каких IT-решений мы ждем в ближайшие годы
Масштабной задачей всей дорожно-строительной отрасли до 2027 года должен стать полный переход от традиционного документно-ориентированного подхода к модельно- и дата-ориентированному подходам управления жизненным циклом объекта моделирования и информационной модели. Это соответствует планам федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».