Всех на волю!
Расписание наших детей забито до отказа: школа, уроки, кружки, репетиторы, соревнования, олимпиады… Иметь свободное время сегодня даже как-то неловко. Кому важнее быть быстрее, сильнее и умнее сверстников – детям или их родителям?
Лучшее – детям!
Всего несколько десятилетий назад мы были теми детьми, которые возвращались из школы и, бросив портфель и съев на ходу котлету, бежали гулять во двор. За наше развитие «отвечали» друзья, игры, книги и телевизор с федеральными каналами. Некоторые пару раз в неделю ходили в кружки – вот и все.
Сегодня количество секций, кружков и развивающих занятий растет пропорционально родительскому беспокойству: «Даю ли я своему ребенку все доступные возможности? Вот Маша из параллельного класса три раза в неделю ходит на гимнастику, два – на плавание и четыре – на английский, а по выходным занимается верховой ездой и театром!» Пока таланты, способности и желания детей неочевидны, мы стремимся подтолкнуть их к любым способам проявления себя. А вдруг он будет успешен в шахматах, рисовании или спорте? Попробуем все и сразу, не будем терять времени!
Что заставляет родителей так стремиться к совершенству? Одни хотят компенсировать свои собственные – упущенные или не предоставленные им – возможности: вы в детстве мечтали о недоступных уроках балета, значит, пусть дочка занимается. Другие стремятся сделать детей неподвластными никакой конкуренции и максимально подготовленными ко взрослой жизни. Третьи мысленно борются с другими родителями за звание «лучшей матери». Происходит подмена ценностей – качество уступает количеству, вопрос образования превращается в гонку. На самом деле, конечно, нет зависимости между качеством вашего родительства, количеством кружков, которые посещает ребенок, и тем, насколько успешным он сможет стать, когда вырастет. Зато загруженный по самую макушку, рано или поздно ребенок начнет сигнализировать о чрезмерной нагрузке – и важно не пропустить эти сигналы. На симптомы переутомления стоит реагировать еще до того, как они станут хроническими, и вовремя снизить обороты: пересмотреть график, обратить внимание на качество и длительность сна, скорректировать питание и добавить больше прогулок и отдыха. Составляйте расписание занятий, исходя из объективных факторов: темперамента ребенка (не всем подходит постоянное пребывание в коллективе), его реальных интересов (олимпиадная математика – для вас или для него?) и даже возможностей здоровья – астеничным детям часто просто не по силам высокие нагрузки.