Слово на букву «Н»
Спутанность границ, страх потери отношений, отсутствие контакта со своим телом и эмоциями – что еще мешает ребенку говорить «нет» и можно ли это исправить?
Способность различать «приятно/неприятно», «надо/не надо», «подходит/не подходит» и сообщать об этом миру есть даже у самых маленьких, еще не говорящих детей. Вспомните, как малыш отворачивает головку от груди, которую настойчиво предлагает мама, или выплевывает пустышку – согласитесь, это понятное «нет».
С возрастом происходит развитие этой способности по двум направлениям: 1) выработка подходящих форм отказа; 2) умение более точно ориентироваться в своих чувствах, ценностях, желаниях и контексте ситуации, более тонко понимать, что и почему мне не подходит. Задача именно научить ребенка говорить «нет» встает перед родителями, либо когда ребенок находится в ситуации, которая ему не по силам (требования не соответствуют возрасту, ситуация не входит в сферу влияния ребенка), либо происходит что-то, что нарушило его естественную способность к саморегуляции.
Приведу несколько примеров, чтобы было понятно, о чем речь.
Ребенку c СДВГ сложно – в силу особенностей функционирования мозга – не поддаться на зажигательное предложение сверстников. Его легко захватывают стимулы, а затормозить и просчитать последствия поведения, несмотря на нормальный интеллект и регулярные разговоры взрослых, в момент переполненности эмоциями почти невозможно. Способность его к саморегуляции нарушена, и потребуется больше усилий и специальные методы, чтобы ребенок научился сдерживать импульсы, оценивал контекст ситуации, замечал свои чувства и желания и только потом решал, сказать «да» или «нет».
Ситуация травли в классе. В ней сложно сказать: «Нет, так поступать неправильно, я не буду никого травить и вам не позволю». Здесь нужна системная работа взрослых со всем классом. В одиночку ребенок ничего не изменит, максимум перейдет из разряда свидетелей в разряд жертв.
Дети, которым приходится часто подавлять свои чувства, испытывают сложности с тем, чтобы отказывать другим людям. У них уже есть привычка, что другие сильнее, твое мнение не особенно важно, и тебя дожмут так или иначе. Такому ребенку сложно сказать «нет», даже если он понимает, что то, что ему предлагают, неправильно. Он просто не верит, что его «нет» хоть что-то значит.
То есть необходимость учить ребенка говорить «нет» возникает, когда естественная способность к саморегуляции почему-то затруднена или нарушена, в остальном мы не столько учим ребенка говорить «нет», сколько развиваем и так имеющуюся у него способность.
Что лежит в основе способности говорить «нет» и как родители могут ее поддерживать?
1. Чтобы наше тело могло сохранять чувствительность, надо о нем заботиться. Замечать и утолять жажду и голод, свободно дышать, иметь возможность двигаться, носить удобную одежду и обувь, получать различный сенсорный и двигательный опыт. Важно уметь замечать свои ощущения и разделять по принципу приятные/неприятные, а также иметь право на отказ от того, что не подходит. Свитер колючий – не буду его носить. Я люблю обниматься, но сейчас не хочу, не надо меня трогать.
Особняком в этом ряду стоят медицинские манипуляции. Понятно, что ни один родитель не перестанет лечить ребенка, потому что тот сказал, что уколы ему не нравятся. Для ребенка важно признание, что это, и правда, неприятно и страшно, а также любые способы передачи контроля: «Скажи, когда будешь готов». Потерпеть что-то, когда ты сам решился, проще, чем когда тебя хватают и удерживают.