Как программистка Радья Перлман сделала возможным современный интернет
Радья Перлман была единственной девушкой на курсе программирования в MIT. Это, однако, не помешало ей стать одной из лучших специалистов в своей области и придумать технологию, сделавшую возможным появление интернета. Перлман до сих пор работает — сейчас, например, занимается вопросами безопасности в Сети
Радья Перлман родилась 18 декабря 1951 года в Портсмуте, штат Вирджиния, а выросла в Нью-Джерси. Ее отец был инженером и создавал радары, мать — программисткой. Неудивительно, что точные науки давались ей в школе легко; впрочем, все остальные тоже.
Родители учили Радью и ее сестру мыслить независимо и критически. «Мой ум всегда ищет разные точки зрения на рассматриваемый предмет, — описывала она впоследствии свой подход. — Когда кто-то что-то утверждает, я немедленно начинаю думать: так, давайте разберемся, может ли это быть правдой? Какие аргументы есть у другой стороны?»
Мужское царство и роботы-черепашки
Окончив школу с отличными оценками, Радья поступила в престижный Массачусетский технологический институт. Уже ближе к концу учебы записалась на курс по программированию — и внезапно увлеклась, хотя до этого не видела свое будущее в прикладной области. «Я не была человеком практического склада, — вспоминает Перлман. — Никогда не ковырялась в электронике. Я была уверена, что либо меня ударит током, либо я что-нибудь сломаю».
На занятиях по программированию она была единственной девушкой в аудитории. По тем временам это считалось нормальным: на тысячу студентов в MIT хорошо если 50 были женщинами. Радья скорее удивлялась, когда вдруг встречала в alma mater другую девушку. «Приходилось напоминать себе, что я тоже «другого пола», — говорит она. В общежитии ей пришлось жить в одной комнате с парнями, потому что женских комнат не хватало.
В 1971 году, еще будучи старшекурсницей, она начала подрабатывать в Лаборатории искусственного интеллекта MIT — писала небольшие технические программы. Параллельно Перлман создала детскую версию учебного робототехнического языка LOGO, которую назвали TORTIS («Специальная рекурсивная система перевода на черепаший для малышей»). Язык позволял управлять движениями робота-черепашки. Испытания показали, что некоторые малыши могут освоить TORTIS уже в 3,5 года, после чего за Радьей закрепилась слава пионера обучения программированию маленьких детей.