Семья / Школа
Педагогика для детей света
Он называет современное поколение детей «детьми света» и считает, что любой человек может практиковать идеи гуманной педагогики, если в сердце живет любовь. Шалва Амонашвили – просветитель, психолог, философ и настоящий кумир для родителей.
Мы приехали к Шалве Александровичу в его усадьбу в Грузии. Каждое лето здесь проходят семинары для педагогов, психологов, мам и пап. Многие приезжают семьями, с детьми. В большом пространстве усадьбы место есть всему – и гончарной мастерской, и греческому театру, и просторному светлому лекторию, и детской площадке. Продукты со своей фермы, свежий воздух и компания единомышленников привлекают сюда сотни людей из разных стран мира: России, Австрии, Литвы, Украины, Испании, Казахстана и других.
Пятьдесят лет назад Амонашвили, молодой, но уже опытный учитель, отказался от собственной только что защищенной диссертации: она вошла в противоречие с его новыми взглядами на воспитание и образование детей. Эти новые взгляды постепенно оформились в систему под названием «гуманная педагогика», в которой прихотливо сплелись классические принципы педагогики и религиозно-философские идеи. Основные законы его подхода и сегодня неизменны: любить ребенка, понимать ребенка и верить в его, возможно, пока неизвестное родителям, предназначение.
Накануне учебного года мы поговорили с Шалвой Александровичем о современном образовании, хороших и плохих учителях и о том, как родителям помочь детям быть успешными в школе.
Домашний Очаг: Шалва Александрович, в чем ключевая проблема образования сегодня, по вашему мнению?
Шалва Амонашвили: Мир новый, дети новые, а педагогика старая. Любой ребенок расскажет технологию урока: встали, сели, открыли тетрадь, прочитали учебник, закрыли тетрадь, открыли дневник, закончили урок. Это уже не работает. Новые дети согласились с нашей моделью, но не приняли ее. Педагогика принуждения – это старая педагогика. Поэтому современным детям в школе скучно.
Нам в такой школе было не скучно, потому что нас растили по-другому. Родители заставляли детей, общество заставляло. Дети росли в принципе в авторитарной среде. Это считалось нормально. Сейчас нельзя так. Приведу слова великого педагога Сухомлинского: «У меня сердце останавливается, когда я думаю о ребенке, который сидит и скучает на уроке и получает двойку». Вот и у меня разрывается.
ДО: Да, мы тоже как мамы страшно переживаем, что нашим активным, подвижным, любознательным детям в школе неинтересно, тоскливо, а порой и страшно....
ША: Некоторым учителям не терпится пойти 1 сентября в школу и начать ставить двойки. Обычно учитель идет к ребенку с предметом в руках. Он уже все знает. А нужна педагогика сотрудничества – это вместе с ребенком идти к предмету, вместе познавать. Они вместе постигают, они согласны друг с другом – учитель и ученик.
В школе старого типа дети обречены на повторение, послушание. Три тысячи уроков, сорок ответов в день плюс домашнее задание. Детство проходит в этом.
«Урок» – понятие высокое, с глубоким смыслом. Но сегодня этот смысл потерян. Урок – это свет, который помогает ребенку найти свой путь, разобраться в задачах жизни. Эти тысячи уроков должны стать одним путем – хорошим, светлым, радостным путем познания.