Купи! Купи! Купи!
Как объяснить ребенку, почему вы не можете прямо сейчас купить именно вот эту вещь.
Одна из историй моего детства, которая до сих пор вызывает у моей мамы гамму чувств, – это история про голубого ослика. Когда мне было примерно три с половиной года, мы отправились в «Детский мир» – просто посмотреть игрушки. Просто посмотреть, потому что тогда оставалось совсем немного денег до маминой зарплаты. Мама предупредила, что мы не сможем сегодня ничего купить, потому что денег очень мало, и я согласно кивнула. Но на полочке стоял Он – голубой пластмассовый ослик с желтыми колесиками и какими-то необыкновенно трогательными ушами.
Продолжение было закономерным, я вцепилась в этого несчастного осла и отказывалась уходить без него.
Мама увещевала, что сейчас нет денег, что мы зашли только посмотреть, что она обязательно купит мне его через неделю, как только получит зарплату. Окружающие увещевали и стыдили маму, что ей всенепременно надо купить игрушку сейчас и не растить ребенка в ощущении бедности, что детям нельзя во всем отказывать, иначе они вырастают закомплексованными.
Чувство вины за то, что они чем-то не могут обеспечить ребенка, тогда было знакомо многим родителям. 80-е все еще оставались эпохой дефицита.
Не знаю, каким чудом мама выдержала этот напор, но ушли мы без осла. Мама купила его через неделю, я поиграла им ровно два дня, а потом он мне надоел и был заброшен.
Если ребенок – дошкольник
Жгучее желание обладать у ребенка-дошкольника часто связано не столько с потребностью именно в этой вещи, сколько с тем, что вещь связывается с каким-то событием или переживанием и именно это переживание хочется удержать. Поход в «Детский мир» теплым весенним днем был Событием, почти чудом, и мне страстно хотелось оставить себе что-то на память о нем.
Кстати, один из популярных рекламных ходов, когда нам продают не столько вещь, сколько образ жизни. Смотришь на какую-нибудь прекрасную девушку в развевающемся платье, со счастливой улыбкой спешащую на свидание в кафе, сердце екает, платье кажется ну просто божественным, в голове мысль: «Хочу такое!» И не смущает даже, что фасончик и цвет явно не твои и что молодость, влюбленность и ощущение счастья автоматом к платью не прилагаются.
Трудность же подождать для дошкольника в большей степени связана с тем, что чувство времени еще несовершенно. Для него что через час, что завтра, что в конце недели – это почти одинаковое время – «невозможно долго». Да и опыта совладания с эмоциями не так чтобы много.
Что чувствует родитель, когда ребенок со слезами на глазах просит игрушку – сто первую игрушку или такой же самокат, как у Маши, хотя все отличие в том, что у Маши самокат такой же, но только розовый, а не белый? А если ребенок не просто плачет, а у него истерика?