Директор-основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина: Мы должны верить в силу таланта современных российских художников
В 2023 году международная ярмарка современного искусства Cosmoscow побила новый рекорд по посещаемости: гостями мероприятия стали более 31 000 человек. Директор-основатель Cosmoscow Маргарита Пушкина специально для «Сноба» в рамках проекта «Индустрия» рассказала о заслугах Китая в продвижении китайских художников на мировой арт-сцене, о том, как «мода на страну» влияет на интерес мирового сообщества к ее культуре и в чем секрет популярности современного африканского искусства.
Вы много путешествуете и посещаете главные международные арт-события. В чем, на ваш взгляд, заключается различие между российской и зарубежной арт-сценой?
Различия существенные, они заметны. Прежде всего это связано с тем, что история развития арт-рынка в России по сравнению со странами Европы и Америки сама по себе особая. В советское время коллекционирование искусства практически не развивалось. С точки зрения возникновения и развития каких-то направлений, течений в искусстве — это тоже был специфический период, который был обусловлен, с одной стороны, официальным искусством и государственным заказом, а с другой стороны, существовали неофициальные направления и сообщества.
Сейчас российский арт-рынок в процессе постоянного развития. Параллельно мы видим, что в других странах рынок имеет другие масштабы. Несопоставимо само количество галерей современного искусства в России, Европе и Америке. Также, разумеется, практика коллекционирования насчитывает там десятилетия и столетия. Безусловно, все это повлияло на ситуацию, которую мы видим сегодня на арт-рынке.
В европейском контексте тренды тоже меняются. Фокус внимания часто перемещается: в разное время флагманские позиции на арт-рынке переходят от города к городу. Например, какое-то время назад безусловным лидером был Лондон, он по-прежнему не сдает свои позиции, но сейчас заметно по разным причинам растет значение Парижа — там проходит большое количество масштабных выставок, крупные международные галереи открывают там свои филиалы.
В нашей стране сейчас много очень талантливых и конкурентоспособных художников, я считаю, у российского современного искусства большой потенциал. Вопрос в том, насколько мы сами поддерживаем собственную культуру, продвигаем ее как внутри страны, так и в мире. Некоторые страны значительно помогают своим художникам и своей культуре выходить на глобальный рынок, становиться все более заметными на мировой арт-сцене. Таким примером может служить Китай — китайское искусство в течение многих лет поддерживалось изнутри государством и коллекционерами, и теперь мы видим, что сформировались сильные бренды китайских художников.
Как вам кажется, в каких условиях российское искусство может восприниматься таким же сильным брендом само по себе на международной арт-сцене?
Чтобы был интерес к культуре и искусству, должна возникнуть, что называется, мода на страну. Здесь сразу же вспоминается ситуация в России конца 1980-х — 1990-х, когда было много внимания к нашей стране и к художникам в том числе. В 1988 году в Москве впервые прошел аукцион Sotheby’s — люди с большим энтузиазмом приобретали неформальное искусство, среди покупателей были в том числе коллекционеры из других стран. Я сталкивалась с тем, что в Европе в доме у какого-нибудь бельгийского коллекционера находится собрание российского актуального искусства, например работы представителей Новой Академии из Петербурга, в том числе Тимура Новикова и его круга.