Какую роль играли железные дороги во Второй мировой войне

ДилетантИстория

Железные дороги победы

Военные эшелоны под Москвой. 21 октября 1941 года

IСлышал такую фразу: «Кавалерия — разбитое сердце Первой мировой, а железные дороги — кровеносные сосуды Второй мировой». Кому она принадлежит?

Иван Нарышкин, 72 года, Мытищи

Эту фразу приписывают и маршалу Жукову, и президенту США Эйзенхауэру, и даже Сталину. В любом случае она довольно точно отражает роль железных дорог во Второй мировой войне. По данным Минобороны СССР, за 1941–1945 годы железнодорожные перевозки превысили 19,7 миллиона вагонов, или более 444,2 тысячи поездов.

Президент США Франклин Рузвельт, когда узнал о том, что СССР за годы войны перевёз почти 20 миллионов вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой и продовольствием по разрушенным Гитлером советским железным дорогам, спросил Эйзенхауэра, главнокомандующего силами союзников в Европе: «Это русский фольклор?»

«Большой друг» маршала Жукова Эйзенхауэр представил выкладки американских экспертов: если выстроить 20 миллионов русских вагонов по цепочке, ими можно четыре раза по экватору обернуть Землю. Из служебной записки на имя президента США Рузвельта: «Во время оборонительных боёв под Москвой и Ленинградом поезда шли потоком, иногда интервал между ними составлял рискованные для безопасности 600–800 метров… В ходе подготовки Курской битвы 14 410 эшелонов перевозили армии в полном составе. В том числе по спешно восстановленным полотнам».

Так железные дороги сделали для Победы, казалось, невозможное: в хаосе войны были эвакуированы 18 миллионов человек и 2593 промышленных предприятия. И всё это под авиационное (6 тысяч бомбардировок) и артиллерийское (свыше 18 тысячи обстрелов) «сопровождение» составов врагом, который уничтожил 16 тысяч паровозов.

В обстановке войны рождалась новая стратегия выживания — сочетание эвакуации с переходом железнодорожного комплекса на военный лад. Сначала — движение воинских эшелонов и грузов, потом — эвакуируемых промышленных грузов, и лишь затем — пассажиропоток, санитарные поезда и «хозблок» заводов и предприятий. Третья группа в тупиках могла неделями ждать своей очереди. Так война жёстко расставила приоритеты.

Эвакуация стала вызовом: сможет ли СССР перебазировать производительные силы оккупированных районов в глубокий тыл? Смог. «Промышленное сердце» СССР — 2593 передовых предприятия Москвы, Ленинграда и Украины — почти без потерь переехали на Урал (70 процентов), в Сибирь (25 процентов), Среднюю Азию и Казахстан (5 процентов). Даже хлеб из зернохранилищ Украины и Кубани успели вывезти, не оставив его в подарок врагу.

Вот тогда маршал Жуков и назвал эвакуацию «равной величайшим битвам Второй мировой вой ны», а Дуайт Эйзенхауэр — «военной операцией “Игра на опережение”». Это в мемуарах. А в жизни, после войны, Эйзенхауэр, возглавив оккупационные силы США в Германии, поддерживал контакты с Жуковым и живо интересовался «стратегией выживания» русских. Особенно техническими новшествами и передовыми методами труда, которые использовали железнодорожники: скоростное формирование поездов, безотцепочный ремонт вагонов, вождение тяжеловесных составов, отправление сдвоенных поездов. Отдельно американца впечатлил принцип «живая блокировка»: через каждые 800–900 метров на перегонах стояли сигналисты, и по их сигналам шли поезда. Этот принцип он увидел в Восточной Европе, где в 1945 году СССР его использовал как повторение опыта стратегии выживания.

Так, наладив бесперебойную доставку резервов фронту, эвакуацию материальных ценностей и людей, железные дороги стали стратегическим фактором Второй мировой войны — её «кровеносными сосудами». «Это вам не гужевой обоз и не кавалерия с шашками на перевес», — бросил однажды в приватном разговоре Эйзенхауэру Жуков. Народный эпос, как голь на выдумки, хитёр — трактует Жукова образами.

Досье «Дилетанта»

Доля железных дорог в грузопотоках ссср в 1941–1945 годах

  • 1941 — 93%
  • 1942 — 52%
  • 1943 — 58%
  • 1944 — 68%
  • 1945 — 78,3%

Материалы подготовлены при содействии ОАО «Российские железные дороги». Автор текстов — Владимир Емельяненко.

IIПравда ли, что был разобран целый участок БАМа ради срочного строительства железнодорожной «Дороги жизни»?

Светлана Горностаева, 58 лет, Новгород

У большинства людей словосочетание «Дорога жизни» — это пронзительная «картинка» перед глазами: в стужу «полуторки» везут по льду Ладожского озера грузы в Ленинград, а обратно — людей. Вот только у автомобильно-ледовой «Дороги жизни» №101 была ещё железнодорожная «сестра». Иначе до Ладоги было не добраться — обстрелы и бомбардировки. Точнее, можно было, но трагедия 4 июля 1941 года эти попытки свела к нулю. Тогда эвакуация велась через «безопасный» Новгород. Там у станции Лычково 4 июля под авиаудар фашистов попал поезд с эвакуируемыми детьми. Это был шок: погибли почти две тысячи детей — дорога простреливалась насквозь. В «плену» оказались как вывозимое из Ленинграда передовое промышленное оборудование, так и продукты, которые везли в город.

Так к осени 1941 года, когда часть железных дорог была захвачена, остро встал вопрос: как быть? Идею подал блокадный Ленинград: строить рокады — железные дороги вдоль фронта, иногда почти на его линии. Риск был велик: не было гарантии, что отступление остановится, а главное — из чего строить? Сначала разбирали участки под Новгородом и Псковом (в том числе на уже оккупированных территориях). Потом родилась дерзкая идея — «перекинуть» из-под Тынды рельсы недостроенного перед войной участка БАМ — Тында. Так в сжатые сроки были построены приблокадные железнодорожные участки Войбокало — Кобона — Коса длиной 32 километра. И эта часть Дороги жизни увеличила объём грузовых перевозок через Ладогу почти на 50 процентов. Всего по Дороге жизни было эвакуировано почти 1,5 миллиона человек, среди них около 400 тысяч детей.

Временная железнодорожная переправа через Днепр рядом с разрушенным мостом. 1943 год

Работа железнодорожной сестры Дороги жизни настолько пошла, что в Войбокало началось сооружение второй ветки — свайно-ледовой железной дороги через Ладожское озеро. К моменту снятия блокады она была готова на 60 процентов.

Пример железной Дороги жизни вдохновил весь фронт. Как и Ленинград, Сталинград в 1942-м тоже столкнулся с «железнодорожным отсечением» от линии фронта и тыла. К городу стекалось в десятки раз больше поездов, чем в довоенное время, но идти — до полусотни километров — было некуда. Опыт Дороги жизни родил «Волжскую рокаду» необходимыми подъездными путями для вооружения и продовольствия в рекордные сроки стала рокада Иловля — Свияжск — Сызрань — Саратов — Сталинград. И опять уже для «Волжской рокады» пришлось экстренно разбирать БАМ. Причём только для дороги Иловля — Свияжск было демонтировано 180 километров БАМа. А всего по линии БАМ — Тында, уложенной до 1941 года, на фронт было отправлено 978 километров (небольшая их часть — с Урала и Самары) рельсов. Сроки фантастические — за шесть месяцев были разобраны пути и построена «Волжская рокада».

— Никто и никогда в мире не монтировал протяжённые железные дороги с такой космической даже для военных лет скоростью, — говорит доктор исторических наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН Юлия Кантор. — Даже маршал Георгий Жуков не раз назвал сооружение «Волжской рокады» «второй линией фронта». Впоследствии в мемуарах он писал: «Волжская рокада обеспечила резервами и вооружением всю Сталинградскую битву».

После Сталинграда ещё одна рокада Старый Оскол — Сараевка — Ржава протяжённостью 95 километров вписала себя в историю как участница битвы на Курской дуге. Эта рокада заметно увеличила транспортировку грузов, особенно танков и горючего для них, на Воронежском и Центральном фронтах во время Курской битвы и, как пахарь, круглые сутки помогала Победе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
У них есть брат и сестра! Всё о родственниках принцев Гарри и Уильяма У них есть брат и сестра! Всё о родственниках принцев Гарри и Уильяма

Есть темы, на которые Виндзоры говорят неохотно

Cosmopolitan
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
9 секс-символов прошлого: что с ними стало 9 секс-символов прошлого: что с ними стало

Эти харизматичные мужчины в своё время стали воплощением образа мачо

Cosmopolitan
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Следование выигрышной стратегии оказалось необязательным при принятии решений Следование выигрышной стратегии оказалось необязательным при принятии решений

При принятии решений люди могут выявить наиболее эффективный паттерн

N+1
Пример для подражания: Динара Сафина Пример для подражания: Динара Сафина

Динара Сафина о токсичных отношениях и о том, к чему приводят ограничения

Cosmopolitan
Вихри враждебные: 12 автомобилей названные в честь опасных (и не очень) ветров Вихри враждебные: 12 автомобилей названные в честь опасных (и не очень) ветров

Мчать как ветер — это про них

Maxim
Время концессий: как построить инфекционную больницу в эпоху пандемии и кризиса Время концессий: как построить инфекционную больницу в эпоху пандемии и кризиса

В России остро не хватает современных больниц и койко-мест в них

Forbes
10 советских актрис с нестандартной внешностью 10 советских актрис с нестандартной внешностью

Они не соответствовали канонам красоты своего времени

Cosmopolitan
Илана: «Волшебных пилюль для похудения не бывает!» Илана: «Волшебных пилюль для похудения не бывает!»

Глядя на красавиц «из телевизора», мы думаем, что им всё дано от рождения

Худеем правильно
Салон на дому Салон на дому

Сухая кожа, неровный тон лица и тусклые волосы – последствия самоизоляции

Здоровье
Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других

Мы решили выяснить, кто нас лечит с экрана

Cosmopolitan
Развлекаемся на карантине: 4 настольные игры для всей семьи Развлекаемся на карантине: 4 настольные игры для всей семьи

Какие настольные игры стоит попробовать на карантине?

CHIP
Пространство по моим правилам Пространство по моим правилам

Как окружающая обстановка влияет на наше состояние

Psychologies
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин: Наш регион пока следует германскому сценарию борьбы с пандемией Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин: Наш регион пока следует германскому сценарию борьбы с пандемией

Что происходит сейчас в Нижегородской области, рассказал губернатор Глеб Никитин

СНОБ
Анатолий Котенев. Фамильный колодец Анатолий Котенев. Фамильный колодец

После премьеры "Секретного фарватера" письма Анатолию Котеневу приходили мешками

Караван историй
Замечательный сосед Замечательный сосед

Жители мадагаскарского острова решили наладить дружеские отношения с животными

Вокруг света
Гены выживших видов не дали достоверной информации о вымираниях прошлого Гены выживших видов не дали достоверной информации о вымираниях прошлого

Способ определять скорость появления новых видов и вымирания старых

N+1
Положение обязывает Положение обязывает

В мире моды только и говорят что об ответственном отношении к природе

Vogue
Стрелковая изоляция: как устроить настоящий тир дома Стрелковая изоляция: как устроить настоящий тир дома

Что нужно подготовить, чтобы устроить дома настоящий тир

Популярная механика
7 самых ужасных фильмов Николаса Кейджа 7 самых ужасных фильмов Николаса Кейджа

Эти картины доставляют неимоверные муки даже самому фанатичному зрителю

Maxim
Обзор шутера Doom:Eternal - прямиком из преисподней Обзор шутера Doom:Eternal - прямиком из преисподней

Думаете, что Doom 2016 - это самая брутальная и пафосная игра

CHIP
Око за око Око за око

За что брат Елены Батуриной требует с нее 13 млрд рублей

Forbes
Долг платежом красен: как дружить с теми, кому мы обязаны Долг платежом красен: как дружить с теми, кому мы обязаны

Можно ли сохранить с ними дружеские отношения, или ссора неизбежна

Psychologies
Правила жизни Эдриена Броуди Правила жизни Эдриена Броуди

Актер, 47 лет

Esquire
Алмаз в оправе российских дорог. Тест-драйв Rolls-Royce Cullinan Алмаз в оправе российских дорог. Тест-драйв Rolls-Royce Cullinan

Прошлый год стал для Rolls-Royce удачным

СНОБ
Познать дзен: 12 простых привычек, которые снимают стресс Познать дзен: 12 простых привычек, которые снимают стресс

Полчаса в день - и спокойствие, только спокойствие

Cosmopolitan
«Мы застряли в раю». Истории российских туристов на карантине за границей «Мы застряли в раю». Истории российских туристов на карантине за границей

Путешественники, оставшиеся за границей в период пандемии, отказываются улетать

СНОБ
Лимузин с пропеллером: самый роскошный российский вертолет Лимузин с пропеллером: самый роскошный российский вертолет

Новое применение вертолета “Ансат” - VIP-перевозки

Популярная механика
Открыть в приложении