Зелёная подкладка, или Разгадка тайны Саши Баки
При изучении русской иконографии важна любая, даже на первый взгляд самая незначительная деталь. Порой именно она становится ключом к разгадке тайны старинного портрета. Недавно такой случай привёл к целой серии атрибуций и открытию имени художника, скрывавшегося под псевдонимом Саша Бака.
В отделе графики Государственной Третьяковской галереи с 1927 года хранятся два больших альбома, в которых собраны семейные портреты, фотографии и рисунки, связанные с родом князей Дондуковых-Корсаковых. Среди них привлекает внимание серия из четырёх групповых портретов, исполненных в 1840-х годах художником Алексеевым. К сожалению, биография этого талантливого и популярного в столице мастера неизвестна. С трудом удалось установить лишь его инициалы — Н. М. Но, увы, это всё, что мы знаем о живописце, запечатлевшем многих представителей высшего общества времён Николая I.
На трёх групповых портретах Алексеев виртуозно изобразил семь детей и зятя видного сановника, князя Михаила Александровича Дондукова-Корсакова. Того самого, которого Пушкин навсегда ославил эпиграммой «В Академии наук заседает князь Дундук…». Но вместе с тремя акварелями, присутствие которых в альбоме понятно, имеется ещё одна, исполненная Алексеевым в 1845 году. На ней показаны молодой офицер с юной девушкой и сделана надпись: «Память Саши Баки и Сони».
Очевидно, что ни Саша, ни Соня не являются детьми «Дундука». Ведь его дочь Софья только родилась 2 июля 1845 года, а старший сын Александр был тогда уже поручиком и имел не одну, а три звёздочки на эполетах. Тем не менее парный портрет не мог оказаться в альбоме случайно. Молодые люди явно приходятся Дондуковым-Корсаковым близкой роднёй.
Загадочный Саша имел художественные способности и удивительную географическую мобильность. Во втором фамильном альбоме вклеены шесть пейзажных акварелей, подписанных его именем. В 1848 году Саша Бака изобразил три вида Константинополя и панораму Иерусалима. В следующем году он уже в Крыму рисует вид Ялты с холма Гюзель-Тепе, а ещё через год — псковское имение Глубокое князей Дондуковых-Корсаковых. Таким образом, молодой офицер совершил в 1848–1850 годах уникальное по тем временам путешествие от Иерусалима через Стамбул и Крым до Пскова.
Первый военный афоризм Козьмы Пруткова гласит: «Нет адъютанта без аксельбанта». Благодаря этому мы можем сразу определить, что Саша Бака одет в сюртук адъютанта. Само по себе это мало что даёт для нашего поиска — в 1845 году сотни офицеров носили такую форму. Но тут важен не столько сюртук, сколько та самая ключевая деталь — его зелёная подкладка. При Николае I подкладка для адъютантского сюртука полагалась: в кавалерии — белая, в пехоте — красная, а зелёная — во флоте. Поскольку ещё 20 мая 1842 года император запретил назначать адъютантами к адмиралами генералам флота офицеров из сухопутных войск, то, следовательно, на акварели изображён моряк.