В отношениях с красными генералами Сталин сочетал мстительность и утилитарность

ДилетантИстория

Сталин и генералы

В отношениях с красным генералитетом Сталин сочетал утилитарность, мстительность и отчасти сентиментальность. Беззаветно преданные могли рассчитывать на прощение ошибок, упрямцам не было пощады.

Валерия Брагинская

Первая конная армия (Иосиф Виссарионович Сталин с командным составом I-й Конной армии). Александр Герасимов, 1935 год. Метаморфозы конъюнктуры. К середине 1930-х годов усилиями пропаганды в СССР всем было известно: своей победой в Гражданской войне большевики обязаны полководческому гению Иосифа Сталина, а его ударной силой была Первая конная армия Семёна Будённого. Поэтому, взявшись за групповой портрет командиров легендарного кавалерийского подразделения, художник Александр Герасимов мог твёрдо рассчитывать на благосклонность вождя и общественное признание. Работа над картиной была завершена в 1935 году. Через пару лет многофигурная композиция получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Но вскоре начались неприятности. Выяснилось, что центральный персонаж, бригадный комиссар Константин Озолин (который по сюжету выступает перед Сталиным), — враг народа и участник военного заговора против вождя. Потом разоблачёнными оказались ещё 12 человек, нарисованных на картине. В итоге полотно десятилетиями нигде не демонстрировалось.

Вплоть до 1917 года Иосиф Сталин сталкивался с армией исключительно в лице конвойных солдат, а также военно-медицинской комиссии, признавшей его в 1916-м неспособным к отбытию воинской повинности. Но революционные события всё радикально изменили. Уже летом 1918 года будущий диктатор принимал активное участие в Гражданской войне, взаимодействуя как с профессиональными военными — военспецами бывшей царской армии, так и с теми из красных командиров, кто набирал боевой опыт в кровавых схватках с отрядами белых.

Как покажет будущее, главным во взаимоотношениях Сталина с военными оказалось не столько их классовое происхождение, сколько комфортность в общении. Например, царский полковник Борис Шапошников умрёт в 1945 году от болезни в звании маршала. Причём он останется одним из немногих советских высших командиров, к которым Сталин обращался по имени-отчеству. А c другой стороны, многие способные полководцы-самородки, не служившие в армии до Гражданской войны, — Виталий Примаков, Василий Блюхер и другие, будут беспощадно уничтожены в годы Большого террора.

Иосиф Сталин и Климент Ворошилов в Кремле (фрагмент). Александр Герасимов, 1938 год. Своевременные выводы История с картиной «Первая конная армия». сделала художника Александра Герасимова (на фото ниже) более предусмотрительным. Отныне, создавая полотна, он рез- ко сократил число узнаваемых персонажей, нарисованных рядом с Иосифом Сталиным. Ведь любой из них мог неожиданно оказаться «врагом народа». А значит, творение живописца ожидала незавидная судьба. Интуиция подсказала художнику, что изображение Климента Ворошилова — наименее рискованно.

Конечно же, важным критерием была личная дружба. Например, с Климентом Ворошиловым близкие отношения установились ещё летом 1918 года. Правда, дружба потребовала проверки. В 1929 году нарком обороны Ворошилов дал Сталину такую характеристику: «в период 1918–1920 гг. т. Сталин являлся, пожалуй, единственным человеком, которого Центральный Комитет бросал с одного боевого фронта на другой, выбирая наиболее опасные, наиболее страшные для революции места». Естественно, к концу 1930-х «первому красному офицеру» пришлось избавиться от осторожного слова «пожалуй» и просто назвать Сталина «создателем Красной Армии».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении