«Тараканы и те интересны»
СЮрием Васнецовым каждый из нас знаком с детства. Это его художнический взгляд создал образы медведей, волков, лис, зайцев, медведей, Колобка… всех тех героев детских книжек, с которыми мы засыпали под уютное чтение родителей, бабушек и дедушек. В семейном архиве Васнецовых несметное количество материалов, относящихся к жизни и творчеству художника. Для новогоднего номера мы отобрали те из них, которые рассказывают о его подходах к работе над книгой.
Из статьи Юрия Васнецова «Моя Вятка»
Сказки я с детства очень любил — читала мне мама... из сытинских книжек — ой, книжки эти мне нравились, обложка лаковая! — вырезал я картинки для панорамы. Я их, эти картинки, промазывал стеарином, чтобы они промаслились, стал цвет ярче, и — в ящик, оклеенный обоями. Сам ящик сделал, внутри свечу зажигал, устраивал панораму.
Из статьи Юрия Васнецова «Как я работаю»
Чем я заинтересовываюсь в живописи? Только цветом. Увидал пятнышко, тогда буду рисовать. Иду только от цвета. И всегда стараюсь, чтобы цвет был материальным. Бывает сырая краска, а когда её переработаешь, так, чтобы даже чувствовался звук, тогда получаешь материальный цвет.
***
Одна из первых моих книжек — «Болото» Бианки. Я её придумал, а Бианки подписал текст. Эту книжку я делал на стёклах. В ней и масло, и акварель. Был я в Ярославской губернии и там всё рисовал лягушек.
***
Свою комнату я расписал в сказочном стиле: «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь». И ещё гимназистом декорировал много вечеров, любительских спектаклей, представлений.
***
Коробка спичек в сказке тоже должна быть сказочной… Нельзя всё страшно досказывать, прорисовывать... Вот, скажем, цветок. Возьми его, но переработай, — пусть он будет цветок, но другой. Ромашка — и не ромашка.
***
Я и так говорю, художником быть — это очень паршивая штука. Вот инженер идёт полем — отдыхает. А ты идёшь на рыбалку, увидал какой-то цветок — и не выходит он из башки.
***
И стараюсь фантазировать. Вот рисовал я «Колобок». Ещё нигде не было, чтобы Колобок путешествовал зимой. А я подумал: раз сказано, что Колобок выкатился из сеней, а не из окошечка, — значит, зимой. Если бы было из окошечка, тогда летом.
***
Я всегда помню, для кого будет книжка. Ребёнку необходимо давать рассматривание. «Собака, кот, кошка и курочка» — это для самых маленьких дошколят. А чуть посерьёзней я показываю второе, третье уравнение и т. д. Ещё постарше — пейзаж и т. п.
***
Я страшно люблю, когда у меня не выходит. Злость у меня такая, и я могу работать без конца. Люблю такое рвение. У меня редко бывает, чтобы книжка получилась легко…
Из воспоминаний Юрия Васнецова
Как наяву, помню всё! Ох, впечатлительный человек!
Вот вам искусство, а всё бегаем, ищем... Господи, когда я пишу, иллюстрирую книги — где я только не перебываю. И всё ещё живу тем, что запомнил и видел в детстве. Я доволен, что никуда не ездил — всё «палял» в Вятку. Художник должен оставаться со своими мыслями. Ценность только в том, что человек остаётся самим собой, со своими взглядами, со своим отношением, остаётся со своей жизнью, со своей изюминкой…
***
А ярмарки какие интересные были!.. Я всё это повидал — базары, «свистунью»... Барашков привезут — связанные ноги, поросят, гусей, уток... Посуду глиняную — горшки, кринки, кувшины... Сапоги, лапти, дуги, сани. Всякие деревянные лодчонки, дубовые кадки, кадочки, мутовки, лотки деревянные. Веретёна любил я, они были немного красочкой покрыты, и любил смотреть, как работают — прядут. Короба из лучины широкой, пальца в три — как тара.