«Узнавание» было главным способом определения персонажей на портретах

ДилетантИстория

Роковая лысина

До того как историко-предметный метод атрибуции получил свое научное признание, главным способом определения персонажей на портретах являлось их «узнавание». То есть картина сравнивалась с другими изображениями, и на основе суждений — похож или не похож — портрету присваивалось новое имя.

Александр Кибовский

Михаил Павлович Ланской (ранее считался портретом А. И. Философова). Портрет кисти А. Е. Егорова, 1832–1834 годы. Государственный Русский музей, до революции был в собрании Е. Г. Шварца

Конечно, такой метод имеет много объективных недостатков. Во-первых, сравниваются портреты разных авторов, зачастую совсем не одинаковых по мастерству. Во-вторых, портрет не фотография, хотя даже ее в угоду заказчику ретушируют. Что уж говорить о живописи! Достаточно вспомнить модного художника Чарткова из повести Гоголя «Портрет»: «Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положенье и поворот. Коринной ли, Ундиной, Аспазией ли желали быть дамы, он с большой охотой соглашался на все и прибавлял от себя уже всякому вдоволь благообразия, которое, как известно, нигде не подгадит и за что простят иногда художнику и самое несходство». В-третьих, разные люди могут быть похожи, и это отнюдь не редкость. Особенно внутри одной семьи, да и вообще дворянской корпорации, тесно связанной от поколения к поколению династическими браками.

Кроме того, если посмотреть полковые альбомы, популярные в николаевскую эпоху, то многие офицеры покажутся нам на одно лицо — столь одинаковыми их делали мундир, прическа и усы. Кстати, по этой причине некоторые гвардейские гусары из разошедшейся по миру серии акварелей Александра Клюндера и по сей день значатся Лермонтовыми.

Разные техники и задачи тоже влияли на образы, которые создавал художник. Одно дело, если он рисовал быструю, воздушную акварель или легкий карандашный росчерк в девичьем альбоме, и совсем другое, когда сеанс за сеансом творился помпезный парадный портрет для фамильной галереи в назидание потомкам. И еще не известно, что в итоге оказывалось ближе к внешности заказчика, а что — к его самомнению.

Наконец, даже состоятельные лица могли заказывать свои портреты нечасто, особенно если речь шла о большой станковой картине. Ведь дело это было не из дешевых, даже при разнице цен между художниками. Например, когда в 1827 году появились два знаменитых портрета Пушкина, то находившийся в зените петербургской славы Орест Кипренский получил за свой 1000 рублей, а москвич Василий Тропинин оценил свой труд гораздо скромнее, но тоже недешево — 350 рублей, без малого годовой бюджет титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина для которого заветной мечтой являлась шинель за 80 целковых. Но все это меркло по сравнению с баснословными гонорарами, которые получали в России заезжие европейские знаменитости.

В результате даже богатые вельможи предпочитали не заказывать новые портреты, а делать копии с понравившегося оригинала. Следующий же авторский портрет если и заказывали, то через определенное время по случаю какого-нибудь важного события — получения ордена или чина, юбилея, выхода в отставку. В результате при сравнении портретов мы, как правило, видим людей в разном возрасте, написанных иногда с интервалом в десятки лет.

Приведенных аргументов, думаю, достаточно, чтобы относиться к иконографической атрибуции очень осторожно. Она, безусловно, полезна, но больше как вспомогательный ресурс, дополняющий выводы остальных методов. Когда же принцип «похож — не похож» начинает доминировать и брать самодостаточную роль, то это неизбежно приводит к курьезам. Таковой случился при подготовке выставки «Собрание Томиловых-Шварц», которая с большим успехом прошла в начале этого года в Государственном Русском музее.

Камергер Евгений Григорьевич Шварц (1843–1932 (?)) был одним из крупнейших коллекционеров на рубеже XIX–ХХ веков. Он не только сохранил произведения своего рано умершего брата, известного художника Вячеслава Шварца, но и был дружен с Репиным, Кустодиевым, Дягилевым, Бенуа, Чайковским. Историческую же основу его знаменитой коллекции составило приданое жены Александры, внучки мецената Алексея Романовича Томилова. Его собрание, переданное Шварцем в 1917–1918 годах в Государственный Русский музей, уникально: среди 63 картин, скульптур и тысяч рисунков — произведения Боровиковского, Кипренского, Орловского, Егорова, Варнека, Венецианова, Брюллова и многих других русских художников. Существенная часть томиловского собрания являлась их дружескими подарками гостеприимному и щедрому хозяину, а большинство портретов запечатлели самого Алексея Романовича, его жену, детей, а также родственников и соседей — Ланских и Философовых. Вот с последними и вышла настоящая путаница, продолжавшаяся более ста лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великий неудачник Великий неудачник

Черчилль терпел поражения чаще, чем одерживал победы

Дилетант
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Константин Победоносцев Константин Победоносцев

Портретная галерея Дмитрия Быкова

Дилетант
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Анонимка на царя Анонимка на царя

«Открытое письмо Николаю II»

Дилетант
Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи

Как «Последний император» покорил критиков и возмутил историков

Правила жизни
Философ в российском МИДе Философ в российском МИДе

«Разглядывание карты не всегда приводит к верным политическим выводам»

Дилетант
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

Творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы

Forbes
Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге

Как повлияет потепление климата на амазонские леса и сибирскую тайгу?

N+1
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
«В балете у меня часто бывают мучения» «В балете у меня часто бывают мучения»

Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

Weekend
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов Лазеры решат проблему ядовитой пыли от автомобильных тормозов

Brembo сократил количество ядовитой пыли от тормозов в 5 раз

ТехИнсайдер
Исторические сведения о сказочных берендеях Исторические сведения о сказочных берендеях

Легендами о лесном царстве берендеев вдохновлялись и Жуковский, и Островский

Знание – сила
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Флагман «Адмирала» Флагман «Адмирала»

Platinum от Admiral Yachts: суперъяхта, опередившая своё время

Y Magazine
Можно ли убежать от старости? Можно ли убежать от старости?

Можно ли избежать старения с помощью спорта?

Здоровье
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Путешествие как бизнес Путешествие как бизнес

Истории тех, для кого путешествия стали не только хобби, но и бизнесом

Новый очаг
«Открывается какой-то портал, и я абсолютно неуязвима и абсолютно счастлива»: интервью с Дианой Арбениной «Открывается какой-то портал, и я абсолютно неуязвима и абсолютно счастлива»: интервью с Дианой Арбениной

Диана Арбенина рассказала о непреодолимой силе сцены

Правила жизни
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Семь секретов красивого голоса Семь секретов красивого голоса

Простые хитрости, которые помогут сохранить звучание голоса в любом возрасте

Здоровье
Магдала Магдала

Место паломничества археологов: Магдала – город, упоминаемый в Евангелии

Знание – сила
Открыть в приложении