«Узнавание» было главным способом определения персонажей на портретах

ДилетантИстория

Роковая лысина

До того как историко-предметный метод атрибуции получил свое научное признание, главным способом определения персонажей на портретах являлось их «узнавание». То есть картина сравнивалась с другими изображениями, и на основе суждений — похож или не похож — портрету присваивалось новое имя.

Александр Кибовский

Михаил Павлович Ланской (ранее считался портретом А. И. Философова). Портрет кисти А. Е. Егорова, 1832–1834 годы. Государственный Русский музей, до революции был в собрании Е. Г. Шварца

Конечно, такой метод имеет много объективных недостатков. Во-первых, сравниваются портреты разных авторов, зачастую совсем не одинаковых по мастерству. Во-вторых, портрет не фотография, хотя даже ее в угоду заказчику ретушируют. Что уж говорить о живописи! Достаточно вспомнить модного художника Чарткова из повести Гоголя «Портрет»: «Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положенье и поворот. Коринной ли, Ундиной, Аспазией ли желали быть дамы, он с большой охотой соглашался на все и прибавлял от себя уже всякому вдоволь благообразия, которое, как известно, нигде не подгадит и за что простят иногда художнику и самое несходство». В-третьих, разные люди могут быть похожи, и это отнюдь не редкость. Особенно внутри одной семьи, да и вообще дворянской корпорации, тесно связанной от поколения к поколению династическими браками.

Кроме того, если посмотреть полковые альбомы, популярные в николаевскую эпоху, то многие офицеры покажутся нам на одно лицо — столь одинаковыми их делали мундир, прическа и усы. Кстати, по этой причине некоторые гвардейские гусары из разошедшейся по миру серии акварелей Александра Клюндера и по сей день значатся Лермонтовыми.

Разные техники и задачи тоже влияли на образы, которые создавал художник. Одно дело, если он рисовал быструю, воздушную акварель или легкий карандашный росчерк в девичьем альбоме, и совсем другое, когда сеанс за сеансом творился помпезный парадный портрет для фамильной галереи в назидание потомкам. И еще не известно, что в итоге оказывалось ближе к внешности заказчика, а что — к его самомнению.

Наконец, даже состоятельные лица могли заказывать свои портреты нечасто, особенно если речь шла о большой станковой картине. Ведь дело это было не из дешевых, даже при разнице цен между художниками. Например, когда в 1827 году появились два знаменитых портрета Пушкина, то находившийся в зените петербургской славы Орест Кипренский получил за свой 1000 рублей, а москвич Василий Тропинин оценил свой труд гораздо скромнее, но тоже недешево — 350 рублей, без малого годовой бюджет титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина для которого заветной мечтой являлась шинель за 80 целковых. Но все это меркло по сравнению с баснословными гонорарами, которые получали в России заезжие европейские знаменитости.

В результате даже богатые вельможи предпочитали не заказывать новые портреты, а делать копии с понравившегося оригинала. Следующий же авторский портрет если и заказывали, то через определенное время по случаю какого-нибудь важного события — получения ордена или чина, юбилея, выхода в отставку. В результате при сравнении портретов мы, как правило, видим людей в разном возрасте, написанных иногда с интервалом в десятки лет.

Приведенных аргументов, думаю, достаточно, чтобы относиться к иконографической атрибуции очень осторожно. Она, безусловно, полезна, но больше как вспомогательный ресурс, дополняющий выводы остальных методов. Когда же принцип «похож — не похож» начинает доминировать и брать самодостаточную роль, то это неизбежно приводит к курьезам. Таковой случился при подготовке выставки «Собрание Томиловых-Шварц», которая с большим успехом прошла в начале этого года в Государственном Русском музее.

Камергер Евгений Григорьевич Шварц (1843–1932 (?)) был одним из крупнейших коллекционеров на рубеже XIX–ХХ веков. Он не только сохранил произведения своего рано умершего брата, известного художника Вячеслава Шварца, но и был дружен с Репиным, Кустодиевым, Дягилевым, Бенуа, Чайковским. Историческую же основу его знаменитой коллекции составило приданое жены Александры, внучки мецената Алексея Романовича Томилова. Его собрание, переданное Шварцем в 1917–1918 годах в Государственный Русский музей, уникально: среди 63 картин, скульптур и тысяч рисунков — произведения Боровиковского, Кипренского, Орловского, Егорова, Варнека, Венецианова, Брюллова и многих других русских художников. Существенная часть томиловского собрания являлась их дружескими подарками гостеприимному и щедрому хозяину, а большинство портретов запечатлели самого Алексея Романовича, его жену, детей, а также родственников и соседей — Ланских и Философовых. Вот с последними и вышла настоящая путаница, продолжавшаяся более ста лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По воле вождя и личным усердием По воле вождя и личным усердием

Иван Серов — один из главных сталинских палачей

Дилетант
Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь» Юлия Марченко: «Слабым героиням я уже внутренне сопротивляюсь»

«Русская Тильда Суинтон» рассказала, как обнаружить в Москве родной Минск

Ведомости
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
Дядька императора Дядька императора

В Российской империи воспитание царских отпрысков было делом политическим

Дилетант
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
Приключения итальянцев в Америке Приключения итальянцев в Америке

90 лет назад в США были казнены итальянские иммигранты Сакко и Ванцетти

Дилетант
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута

Куратор музея обнаружил в архивах черно-белые фотографии бандикута

N+1
Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать Древние люди 700 000 лет глотали зерна, пока не научились их разжевывать

Первые доказательства: диета может возникать раньше физической адаптации

ТехИнсайдер
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Чем закусывать Jagermeister Чем закусывать Jagermeister

Копченое, кислое и сладкое — чем закусывать немецкую знаменитую настойку?

Maxim
4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель 4 книги, которые советует прочитать лидер книжного клуба Skolkovo Alumni Андрей Мигель

Бизнес-литература, на которую стоит обратить внимание

Inc.
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
«Год Черной Обезьяны»: семейная сага о первых постсоветских десятилетиях «Год Черной Обезьяны»: семейная сага о первых постсоветских десятилетиях

Отрывок из романа-размышления о том, как прошлое определяет будущее

Forbes
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы

Как эволюция помогла тарантулам спасаться от самок при спаривании

ТехИнсайдер
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой

Почему в мире бесконечных возможностей мы все чаще чувствуем тревогу, пустоту?

Forbes
Открыть в приложении