Признание в приёмной
Смольный, поздний вечер 18 (31) декабря 1917 года. Уже два с лишним часа за закрытыми дверями идёт заседание Совнаркома, а финляндская делегация в приёмной дожидается решения советского правительства. Когда до полуночи оставалось около четверти часа, дверь отворилась и управляющий делами Совнаркома Владимир Бонч-Бруевич вынес финляндской делегации отпечатанный на машинке документ с подписями Ленина и шести народных комиссаров — постановление о признании правительством Советской России государственной независимости Финляндии.
Свержение Временного правительства послужило толчком к провозглашению независимости Финляндии. 7 ноября 1917 года на совещании Финляндского сената было принято решение о том, что парламент должен взять на себя ответственность за судьбу страны. Когда спустя неделю, 15 ноября, парламент провозгласил себя носителем верховной власти, это означало официальный разрыв вековых связей с Россией и открытие новой страницы в истории Финляндии, которая впервые заявила о себе как о самостоятельном государстве.
В сложившейся ситуации была неизбежна смена правительства. Новым главой Сената стал политический тяжеловес Пер Эвинд Свинхувуд, провозгласивший курс на скорейшую изоляцию Финляндии от большевистской России. Им было разработано обращение «К народу Финляндии», которое уже 4 декабря Свинхувуд представил на рассмотрение Сената и заручился его поддержкой. Спустя два дня этот документ, который позднее стали называть Декларацией независимости Финляндии, обсуждался на заседании парламента.
Сейчас в это трудно поверить, но важнейший в истории Финляндии политический акт был принят лишь небольшим перевесом голосов: за немедленное провозглашение независимости проголосовали 100 депутатов Сейма, 88 депутатов высказались против. Противниками принятия Декларации независимости оказались социалисты, которые полагали, что отделение Финляндии от России должно произойти лишь на основании договора с советским правительством.
Представители буржуазных партий в свою очередь считали, что договариваться с большевиками нет необходимости, тем более что Сенат смог получить признание независимости от лишившегося своего поста генерал-губернатора Николая Некрасова. Международное признание Финляндии, по их мнению, следовало получить у стран Запада, и в этом случае Советская Россия была бы поставлена перед свершившимся фактом.