Открытка из забытой дивизии
![](https://cs.kiozk.ru/content/31c/ptf/g9l/h8iregeeldzpvg7x5d0eijh/art/58287/lrjbk7ng.jpg?v=1&temp_url_sig=dxuCnEob_pzei9-tXccgUA&temp_url_expires=1739014216)
«Дорогая Неллинька! Привет от бойца Красной армии!..» Так начинается открытка, которую 13 августа 1941 года прислал домой мой дед, Давид Александрович Бунтман. Да, это был ещё не «треугольник», а старое доброе «открытое письмо». То ли взял про запас, уходя в ополчение, то ли купил на почте в ближайшей деревне, благо фронт ещё не подступил вплотную к Москве.
Четвёртого июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принимает постановление «О добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области в дивизии народного ополчения». Записанными в ополчение могли быть граждане с 17 до 55 лет, если они не подлежали призыву или не работали на оборонных предприятиях. Предполагалось набрать 200 тысяч в городе и 70 тысяч в области. Всего предполагалось сформировать 25 дивизий, а уже к 7 июля — двенадцать. Каждая дивизия получала номер и название района. Моего деда записали в 17-ю ДНО, а район был Москворецкий. Штаб дивизии расположился в Плехановском институте, полки и другие подразделения — по разным адресам. Всего в дивизию было набрано более 7000 добровольцев-москвичей. Согласно постановлению, половина командиров взводов, 60 % командиров рот и весь более высокий начсостав назначался из кадров РККА. Первым командиром дивизии становится опытный и, как потом выяснится, очень талантливый офицер, участник финской войны, полковник Пётр Сергеевич Козлов.