1937-й. «Организовать митинги»
Продолжаем знакомить читателей журнала с документами «советского фонда» Гуверовского архива Стэнфордского университета. На очереди записка секретаря ЦК Иосифа Сталина, направленная 11 июня 1937 года руководителям национальных и территориальных органов ВКП(б), с указанием о подготовке и проведении соответствующих пропагандистских мероприятий.
В разгар праздничных мероприятий 1 мая 1937 года в центре Москвы в воздухе витали необъяснимые тревога и напряжение. Сталинский нарком Николай Ежов принял строжайшие меры по обеспечению безопасности партийного руководства, под видом зрителей повсюду находились сотни сотрудников НКВД в штатском.
Перед началом парада разведчик Самуил Гинзберг, известный сотрудникам разведуправления Красной армии под псевдонимом Вальтер Кривицкий, увидел, как через пустую площадь к мавзолею в одиночестве прошёл высокий военный, по рассеянности, вероятно, державший руки в карманах. Это был первый заместитель наркома обороны Союза ССР маршал Михаил Тухачевский. «Несколько минут спустя подошёл маршал Егоров, — вспоминал Кривицкий. — Он не отдал чести маршалу Тухачевскому и не взглянул на него, но занял место за ним, как если бы он был один. Ещё через некоторое время подошёл заместитель наркома Гамарник. Он также не отдал чести ни одному из командиров, но занял место в ряду, как будто бы он никого не видит».
Вскоре из Кремля к мавзолею пришёл Иосиф Сталин. Перед тем как подняться на трибуну мавзолея, вождь начал здороваться с командирами, протягивая каждому из них руку. От внимания Кривицкого не ускользнуло, что с Тухачевским произошла заминка. Сталин почему-то помедлил и руки маршалу не подал, но тот, вынув руку из кармана, сам протянул её вождю. Сталин слегка пожал ему руку и молча пошёл на трибуну. В напряжённом молчании, не видя друг друга, командиры смотрели парад. Затем Тухачевский быстро и столь же одиноко ушёл с Красной площади, продолжая держать руки в карманах… Как будто в каждом из них лежало по пистолету.