Деревянко, Высоцкая, Виторган и другие — о карантине и приметах времени
Максим Виторган, Юлия Высоцкая, Александр Филиппенко, Павел Деревянко и Саша Филипенко рассказывают, как проводят время на карантине, что чувствуют, смотрят и слушают, а мы — о новом театральном фестивале Balkon, для которого они читают стихи и прозу.
Артисты, писатели и музыканты читают стихи, не покидая пределов своих квартир, а точнее балконов. Таким ли задумывался театральный фестиваль Balkon? И да, и нет. Он (а если точнее, его создатели в лице Александры Филиппенко, Петра Новикова и Владимира Пилосяна) действительно намеревался превратить балконы в настоящие театральные сцены, на которые, как и полагается, устремлены внимательные зрительские взгляды. Вот только предполагалось, что взгляды эти будут самыми настоящими, не разделенными с артистами экраном компьютеров и телефонов. Однако случились известные всем события, в нашем лексиконе прочно обосновались слова «социальная дистанция», «самоизоляция» и «Zoom», а фестиваль перебрался в онлайн. Суть, впрочем, осталась прежней. Выходя на балконы, артисты, писатели и музыканты читают поэмы, прозу и стихи в диапазоне от Лермонтова до сочинений Бориса Рыжего. Вот только всматриваются они временно не в наши с вами лица, а во внимательный, но слегка безучастный объектив посредника-квардокоптера. Мы попросили участников фестиваля рассказать, как они проводят время дома, по чему скучают и что придумывают, а сооснователя Balkon Александру Филиппенко — вспомнить, как проходили «карантинные» съемки проекта.
Павел Деревянко — о спорте и возможности наконец-то провести время с семьей
На карантине выработались новые привычки: каждый день зарядка и последние недели — по две тренировки в день. Я всегда занимался спортом, но сейчас ударился в него как никогда. А в остальном удивить нечем, проводим время, как и все — дома, а точнее — на даче. Главное отличие нашей семьи в том, что нас много: десять человек, из них пятеро детей, так что скучать, как вы понимаете, не приходится. Дети скрашивают карантин, а еще его скрашивает ожидание любимой работы, отложенной на несколько месяцев, хорошее настроение, которое мы создаем друг другу, и фильмы, конечно. Мое отношение к понятию дома изменилось — я очень привык быть дома с семьей. До карантина я гораздо меньше проводил здесь времени, все время в городе… А к деткам, к жене не удавалось приезжать каждый день. Сейчас же мы постоянно вместе и поняли, что быт никаким образом наши отношения не меняет. Я не только не потерял, поменяв свою привычку к одиночеству на компанию семьи, но очень и очень много приобрел. За эти месяцы мы так привыкли к друг другу, что теперь не понимаем, как может быть по-другому, но, конечно, в то же время я очень скучаю по друзьям и работе.
Мы постоянно слушаем музыку — начиная с утренней зарядки и весь день. За карантин даже открыл для себя несколько новых радиостанций. Из сериалов мне очень понравился «Чудотворцы», а из фильмов смотрим классику — в начале карантина я специально закачал несколько терабайтов самых разных любимых фильмов — художественных, документальных, детских. Так что кино смотрим каждый вечер всей (или почти всей) нашей большой семьей.
Максим Виторган — об отсутствии «зуда постоянной социализации»
Что-то, отдаленно напоминающее репетиции и «театральные процессы», имеет место быть. Но это больше похоже просто на попытки выплеснуть излишки творческой энергии, не вычерпанные общением с детьми, играми и спортом. Я всегда очень ценил дом, дорожил пространством, в котором провожу время. Оно очень важно для меня, и я испытываю потребность оставаться там одному. Мне не скучно с собой и зуда постоянной социализации я не испытываю. У меня нет нужды чувствовать реакцию мира на меня — я и без этого чувствую, что я есть. Мне не хватает походов в театр и на выставки. Я это люблю. И если кино с некоторыми оговорками еще можно заменить домашним просмотром, зачастую все равно в ущерб зрелищу, то с театрами и живописью это совсем не получается.
Александр Филиппенко — о джазе и о том, как стать блогером
На карантине я стал молодым 75-летним блогером. Жена заказала штатив со светом и петличку (друзья подсказали, что именно нужно), я завел инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), так что записываю стихи и прозу на даче. Вот записал для вас Левитанского (для проекта «РБК Стиль» «Мы сегодня дома»), провожу онлайны с театрами, учу новую программу и даже участвую в съемках на карантине, но со всеми предосторожностями. В любые времена можно развиваться, а можно ударяться в панику — все зависит от внутреннего настроя. А отношение к ситуации лучше всего сформулировано у Солженицына: «Пока можно еще дышать после дождя под яблоней — можно еще и пожить!»