Зумеры на бумере
Василий Степанов о сериале «Мир! Дружба! Жвачка!»
На стриминговом сервисе Premier выходит сериал Ильи Аксенова «Мир! Дружба! Жвачка!» о взрослении в 1990-е, в котором эпоха первоначального накопления капитала в России впервые показана глазами подростков.
В 1993 году за гаражами в Тульской области творится история: Санька и Вовка меряются мужским достоинством — совершенно буквально, с помощью линейки. Оба девятиклассники: в душе — раздрай и гормоны, за шкафом — аккордеон для брошенной музыкалки, родители заняты выживанием, а на крыше их панельной многоэтажки — схрон, где можно помечтать о великом и выпить отцовского пива. Кроме Саньки и Вовки в этот клуб молодых и находчивых заходят еще дружок Илья и прибившаяся к мужской компании рыжеволосая Женя.
Помимо школьников есть тут и родители Саньки: живописная парочка индюк и гагарочка в исполнении Степана Девонина («Сердце мира»), невротизированного социальными переменами институтского препода, и Ксении Каталымовой, которая торгует на местном рынке турецкими трусами. А еще есть Санькин дядя Алик в исполнении Юрия Борисова («Бык», «Калашников») — ветеран-афганец, владелец шикарного мотоцикла, главарь банды сослуживцев, жертва ПТСР. По ночам Алик приковывает себя наручниками к батарее центрального отопления, чтобы не натворить дел, но боится, что скоро у него «бак потечет окончательно». Однако «бак течет», кажется, у всей большой страны: на заднем плане пыльного постсоветского городка ржавеет индустрия, разлагается огромный завод, а на переднем суетится неостановимая биология: взросление — всегда взросление, даже если взрослеешь в девяностые.