«В 2023 году у состоятельных клиентов толерантность к риску точно выросла»
В процессе последнего кризиса состоятельные клиенты банков пострадали заметно сильнее всех прочих. О том, как они с этим справились, как изменилось их поведение и предпочтения в инвестициях, рассказал директор по развитию премиальных инвестиционных сервисов «Тинькофф» Дилшод Ибрагимов.
Какой, на ваш взгляд, был 2023 год для банка и для ваших клиентов?
— Если говорить о клиентах премиального сектора, то для них этот год оказался гораздо понятнее, предсказуемее и лучше, чем прошлый. Они смогли за прошлый год вернуть в том или ином виде большинство необходимых для себя сервисов, к которым успели привыкнуть до санкций. Мы уже не первый год работаем с этим сегментом и хорошо чувствуем клиента, поэтому быстро смогли многое перестроить, адаптировать. И этот год я даже могу назвать удачным для нас — и по росту клиентской базы, и по росту оборотов премиального сегмента. Были свои негативные моменты, но в целом клиенты стали больше вовлекаться в новые инвестиции, чем в прошлом году, больше стали рассматривать различные варианты вложений капитала и лучше реагировать на наши предложения.
— Какие продукты исчезли и что вы предложили взамен?
— В 2022 году, когда привычные многим зарубежные акции, облигации попали под ограничения, появился спрос на альтернативные инструменты. Поэтому мы предложили своим клиентам, например, стратегии в российских акциях, золотые слитки, фонды недвижимости. У нас в принципе раньше не было акцента на инструменты на рынке недвижимости и драгоценных металлов. В прошлом году был определенный момент шока, когда клиенты стали инвестировать в самые консервативные инструменты, а это недвижимость и золото. В этом году спрос на такие вложения тоже остается достаточно высоким.
— А до санкций основные вложения у премиальных клиентов были в иностранные ценные бумаги в недружественных валютах?
— Не основные, но да, европейские и американские ценные бумаги занимали раньше большую долю, не меньше половины. За прошлый год ситуация с вложениями наших богатых клиентов кардинально изменилась, у всего премиального сегмента, как премиум, так и private, основная часть активов сейчас вложена в российский рынок. Причем речь идет не только об акциях и облигациях, но и о различных фондах, золоте и недвижимости. И если говорить о недвижимости, то вкладывались как в сами квадратные метры, так и в ПИФы. Мы запустили ряд фондов недвижимости, в которые покупаем объекты с хорошими скидками от застройщиков, поскольку берем их оптом. В этом году запустили три таких фонда недвижимости — два премиум-сегмента и один фонд сбалансированной недвижимости. Его запустили недавно, его активы — недвижимость из разных сегментов: эконом, премиум, бизнес-класса. При этом очень хорошие результаты в этом году дал российский фондовый рынок. Благодаря тому, что на нем появилась большая масса денег, он вырос с начала года на 40–50% в некоторых акциях, а в некоторых и более 100%. То есть состоятельные клиенты сделали существенный вклад в рост фондового рынка в России и хорошо при этом заработали. Но тут надо учитывать, что такой эффект получился в том числе благодаря тому, что сам российский рынок относительно небольшой по сравнению с западным, акции оказались лучшей защитой от девальвации и инфляции.