Точная наука
Двадцатитонный комбайн с колесами в человеческий рост как-то не ассоциируется с точностью управления в 2,5 см. Но это факт: автопилот обращается с 11-метровой машиной филиграннее, чем любой мастер парковки. «Цифровой океан» выяснил, зачем комбайну автопилот круче, чем у «Теслы»
Предприятие «Ростсельмаш» занимает в Ростове-на-Дону 133 га. Это город в городе. Сотрудники и менеджеры передвигаются по территории на велосипедах и автомобилях. На светофорном перекрестке скопились машины: пропускают только что собранный комбайн, который своим ходом направляется на площадку обкатки. В другую сторону по дороге везут двигатели, коробки передач, гигантские шины.
Стоя посреди главного сборочного цеха, одновременно видишь примерно сотню строящихся машин. Предприятие производит более 150 моделей сельхозтехники. Это десятки единиц в день, тысячи в год. Множество наименований техники изготавливаются по полному циклу: вот по отдельной железнодорожной ветке подвозят рулоны листовой стали, а вот сверкающие агромашины сами едут на площадку готовой продукции — среди них и те, что вскоре будут бороздить поля в полностью беспилотном режиме.
Зачем нужны тысячи новых комбайнов в год? Отчасти на экспорт: инновационные и доступные по цене комбайны «Ростсельмаш» можно встретить в странах Европы и Азии, в Канаде и даже США, где, казалось бы, хватает своих производителей сельхозтехники. Но и в России Минсельхоз в 2022 году насчитал почти 125 тыс. зерноуборочных комбайнов — можно сказать, по одному на тысячу жителей страны.
Они все нужны? Да, жизненно необходимы. Как и квалифицированные механизаторы — люди, которые управляют этими точными машинами. Стивен Хокинг писал, что появление в тексте математической формулы вдвое снижает популярность книги. Однако в разговоре о сельском хозяйстве без множества подсчетов не обойтись.
Закон больших чисел
В кабине огромного TORUM 785 прохладно, играет приятная музыка. Эта машина — полевая лаборатория. На ней установлены все самые передовые электронные помощники, которые разрабатывает «Ростсельмаш». Жатка шириной 12 м (тоже экспериментальная, потому что очень большая) уверенно глотает килограммы культуры, комбайн идет на «круиз-контроле». Есть время достать калькулятор и посчитать.
При длине поля 2 км за один проход 12-метровая жатка покроет площадь 2,4 га. В регионе с высокой урожайностью с этой площади можно собрать до 20 т зерна. Из него можно сделать примерно 14 т муки, а из нее испечь под 30 000 батонов хлеба (ГОСТы предписывают тратить на нарезной батон 0,4 или 0,5 кг). Средний россиянин съедает 95 кг хлеба в год, грубо — 200 батонов. Получается, за один проход комбайн обеспечивает хлебом на целый год 150 россиян.
Что случится, если механизатор поведет машину на метр левее, обрабатывая полосу шириной не 12, а 11 м? Он недособерет «2500 батонов». Конечно, это не значит, что дюжине россиян придется год голодать. Но хлеб станет чуточку дороже.
На практике механизаторы всегда работают с напусками: лучше сделать лишний проход, чем оставить полоску несобранной пшеницы. У хороших «пилотов» напуски гораздо меньше метра, но все равно за 30 проходов обязательно наберется один лишний. А это время, топливо, деньги.
Система «РСМ Агротроник пилот 1.0» ведет комбайн по полю с точностью до 2,5 см. Да, в полмизинца. Прецизионное управление обеспечивается двумя блоками спутниковой навигации. Первый установлен на комбайне. Он может работать не только с GPS и ГЛОНАСС, но и с китайской «Бэйду» и с другими системами спутникового позиционирования, что дает точность позиционирования в районе 1,5 м.