Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования
Электронные дневники, виртуальные учебники, онлайн-преподаватели, вдобавок к этому новые экзамены и дисциплины — так теперь выглядит обучение в школе. Разбираемся, почему дети делают уроки чаще на компьютерах, а не в тетрадях, как учебные учреждения развиваются по всей стране и к чему это все приведет.
(Не) в каждом населенном пункте
Известный советский лозунг «Учись отлично, школьник!» слышали наши бабушки, мамы, и, возможно, сейчас его слышит современная молодежь (ведь иногда так тяжело отказать себе в пафосе). В СССР вопрос образования стоял остро, так как в обществе надо было воспитывать усердных тружеников. К началу Великой Отечественной войны в школах обучались почти 35 млн человек. А что сейчас? За последние 20 лет Росстат приводит достаточно противоречивую динамику изменения количества обучающихся: к началу второго тысячелетия по всей стране было примерно 20,5 млн школьников, через десять лет их количество сократилось до 13,7 млн, а в 2022 году увеличилось до 17,5 млн.
При этом за последние четыре года в России было построено 667 новых школ в рамках плана по возведению 1,3 тыс. школ до 2024 года. Вообще, российских учреждений общего образования насчитывается около 40 тыс. Много это или мало, определяется количеством учеников в классе, наличием второй смены и временем на дорогу до школы. Официально считается, что в среднем в классе российской школы около 20 учеников — это привычный европейский показатель: в Великобритании, Германии и Италии ситуация выглядит аналогично.
Эксперт в сфере образования и образовательных технологий Алексей Чугринов рассказывает, что в современных школах бывает и по 30 человек в классе (иногда больше), вторая смена — обычная ситуация, а в сельских населенных пунктах дети часто не могут сами добираться до учебного заведения, поэтому их возят на автобусах. Это связано с тем, что глобально количество школ уменьшилось: с 2000 года в России учебных заведений стало меньше примерно на 40% — с 69 тыс. до 40 тыс. В городах стало меньше школ примерно на 20%, а в сельских населенных пунктах за 20 лет их число сократилось почти вдвое. Это связано с оттоком населения в крупные города и низкой плотностью населения за их пределами.
Онлайн-школы
Из-за подобного распределения учебных заведений (вспомните, как 1 сентября в ближайшую школу стекаются дети из самых удаленных уголков района) образование стало переходить в онлайн. «Распространение доступа в интернет среди массовой аудитории, а также возможность передавать аудио- и видеоматериалы через сеть стало главной предпосылкой появления и развития онлайн-образования. Учиться дистанционно удобно, этот формат разрушает географические и временные барьеры и поэтому пользуется таким спросом у аудитории», — рассказывает генеральный директор онлайн-школы «Фоксфорд» Андрей Сизов.
Еще до пандемии на домашнем онлайн-обучении находились примерно 100 тыс. детей, из них откреплялись от школы лишь 1,5-2%. Сейчас это уже неотъемлемая часть жизни как школьников, так и учителей. Цифровизация дошла до того, что педагоги не участвуют в процессе создания и проверки заданий, а лишь получают результаты учеников. Как рассказывает Георгий Соловьев, сооснователь онлайн-школы Skyeng, в апреле 2020 года школа создала интерактивную платформу для учителей с целью предоставления удобного сервиса в период карантина. Выполненные школьниками задания проверялись автоматически, после чего учителю открывались данные с результатами. Платформа действует до сих пор, и, согласно статистике онлайн-школы, на ней с момента запуска зарегистрировались 8,5 млн учителей и 1,3 млн учеников, которые выполняют более 4 млн заданий в месяц.