Будь как Элтон Джон: почему люди отказываются от новых смартфонов ради ретрогаджетов
Наш день начинается с новостей в соцсетях, на работе — переписки в мессенджерах и зумы, вечером — сериалы с экрана телефона. Мы существуем со смартфоном в руке, но не все согласны с таким образом жизни — и это подтверждает тренд на возврат к простейшим средствам связи, появившимся десятилетия назад. Forbes Life рассказывает, что такое цифровая усталость и почему люди переходят на кнопочные телефоны без дополнительных функций
На прошлой Неделе дизайна в Милане компания Heineken beer и модный ретейлер Bodega представили новейшее технологическое устройство — «скучный телефон». Его суть заключается в том, что это практически точь-в-точь мобильник из нулевых, в котором нет ничего, кроме кнопок и функций звонка. Казалось бы, почему самым передовым гаджетом признан телефон, придуманный десятилетия назад? Все просто: поколение Z, выросшее в цифровом пространстве с постоянным доступом в Сеть, устало от вечного погружения в интернет-мир. И поэтому молодые люди хотят вернуться к примитивному средству связи, чтобы быть в доступе, но жить вне своего смартфона.
Уставшее поколение
Подобные тенденции обычно называют цифровой усталостью. Обычно под этим подразумевается настоящее переутомление, возникающее от сидения за компьютером целый день. Экран компьютера или телефона не самая подходящая для глаз нагрузка: он плоский, при этом симулирует третье измерение, и соответственно в этом случае зрительная система, которая все время работает в таком не характерном для нее режиме, сильно устает.
Но в случае с отказом от сложной техники социальные изменения принимают иную интерпретацию. «Цифровая усталость — это состояние, когда люди пресытились коммуникацией через Сеть, когда мы чувствуем зависимость от сетевых устройств, от смартфонов в первую очередь. С одной стороны, это приводит к настоящим зависимостям, когда люди десятки раз в течение суток проверяют почту, мессенджеры и т. д. С другой стороны, это законное раздражение: сетевая коммуникация при всех ее плюсах имеет и много минусов, основной из которых заключается в том, что мы общаемся с плоским экраном, а не с живым человеком», — объясняет Владимир Спиридонов, декан факультета психологии Института общественных наук Президентской академии.
В целом понять, откуда усталость молодого поколения, несложная задача. Ведь 9 из 10 представителей поколения Z и миллениалов проводят в интернете не менее двух часов в день, 56% из них — более 5 часов, а 24% — более 9 часов. Пожилые люди тоже проводят много времени за экраном, но преимущественно за телевизором — 86% не менее шести часов в день проводит за телевизором. Ирония в том, что у старшего поколения нет отвращения от гаджетов, так как они не присутствуют в их жизни с самого рождения.
Выбор топ-менеджера
Но все же возвращаются к примитивным технологиям не только молодые люди, но и генеральные директора и крупные руководители. Ведь отказ от современных гаджетов делает их лучшими лидерами: без отвлекающих телефонов они могут полностью погрузиться в работу и тщательнее вникать в происходящее на совещаниях. К тому же для тех, кто занимает высокие должности, использование вещей из прошлого становится проявлением власти. Младшие сотрудники вынуждены изощряться, чтобы переговорить с руководителем, а вот последние могут себе позволить заставить других ждать или положиться на помощников, которые будут предупреждать их о действительно срочных делах. Так, Бенджамин Крудо, генеральный директор Diff — компании, разрабатывающей программное обеспечение для интернет-магазинов, звонит и пишет текстовые сообщения с помощью обычного «кирпича» с кнопками под названием Punkt MP02. А читает электронные письма у компьютера всего три раза в день.