Александр Цыпкин и Татьяна Соловьева — о том, почему читать стало так сложно

СНОБКультура

Большой разговор о современной литературе с Александром Цыпкиным и Татьяной Соловьевой

Накануне Фестиваля новой прозы «БеспринцЫпные чтения» «Сноб» поговорил с писателем Александром Цыпкиным и главным редактором издательства «Альпина.Проза» Татьяной Соловьевой о том, зачем нужны литературные журналы и премии, где сегодня публиковаться молодому писателю и почему читать стало так сложно

Беседовал Егор Спесивцев

opener.jpg
Александр Цыпкин и Татьяна Соловьева. Фото: Дмитрий Смирнов

Молодые писатели сегодня могут публиковаться сразу на многих площадках — в социальных сетях, толстых литературных журналах или на сетевых порталах. 30 лет назад все это было устроено совсем иначе. Проще ли сегодня дебютировать в литературе?

Цыпкин: Мне кажется, да. Исчезли шлагбаумы — люди, которые решали, имеешь ты право публиковаться или нет. Иногда человек вообще не собирается становиться писателем. Как я, к примеру. Я писал рассказы исключительно с целью раскрасить свою цифровую душу, наш аккаунт же — это по сути бессмертная душа. В какой-то момент текстов набралось слишком много, они разрозненно лежали по сети, и у меня появилась задача — собрать их в одном сборнике, просто для удобства. Проблема сетевых текстов в том, что о них очень быстро забывают. Мы регулярно создаем тонны качественного контента, живущего один день. Я человек алчный и посчитал, что мой великий — тут я никогда не сомневался, лет с пяти — текст обязательно должен прожить дольше. Оказалось, что его можно очень удачно выпустить и продать больше чем один раз. Как рассказ, как сценарий, как спектакль. В общем, издательство весь этот набор не очень юного литератора и издало. И с каким-то смешным тиражом книга стала бестселлером. Так я понял, что с книгами все грустно.

7.jpg
Александр Цыпкин. Фото: Дмитрий Смирнов

Книжная индустрия в России так плохо развита?

Цыпкин: Я бы сказал, что очень слабо. У нас нет качественных промоутеров книг, весь маркетинг надо брать на себя. У издательств нет финансовой модели, которая позволила бы вкладывать большие деньги в продвижение автора. Они выбирают 20 авторов, из которых 18 проваливаются, а два выстреливают. Я ни разу не видел, чтобы в маркетинг книжки издательство вложило столько, сколько вкладывают в маркетинг сериала или платформы. В то же время условный онлайн-кинотеатр делает сериал за 100 миллионов — и 40 из них вкладывает в продвижение. А если фильм большой, то и 150, и 200.

Соловьева: Это несопоставимые бюджеты. Выпустить тираж книги стоит в среднем 500 тысяч рублей. Поэтому на маркетинг будет потрачено пропорционально столько же, но по сути намного меньше — всего 200 тысяч рублей. 200 тысяч рублей и 40 миллионов — это очень разные возможности. А издавать книжку и вложить в нее 40 миллионов — абсурдно, она никогда не отобьется. Но надо понимать, что мы здесь не обращаем внимания на собственно литературу. Мы в рамках этого разговора подменяем литературу контентом, для которого работает логика «раскрутили — стало популярным».

Цыпкин: Я с тобой поспорю. Моих книг в итоге продано, думаю, миллионов на 250, совокупный тираж — 500 тысяч, от 400 до 2000 рублей. Могли бы часть этих денег и в маркетинг вложить. Насчет остального соглашусь, сегодня литература — это и есть один из видов массового контента. Книга взлетает либо потому, что это гениальная книга — что случается довольно редко, — либо потому, что в нее вложили много денег или усилий, как в любой другой медиапродукт. Но таких примеров мало. Поэтому реально большие тиражи лишь у десятков авторов, не более. Все чаще писатели становятся сценаристами, и это легко понять — человеку предлагают за эпизод сериала столько, сколько он зарабатывает на книжке за год.

1.jpg
Татьяна Соловьева. Фото: Дмитрий Смирнов

А остались ли авторы, которые к своим текстам относятся по-старому? Для кого писательство не просто способ заработка?

Соловьева: Конечно, наше издательство работает как раз с такими людьми. Безусловно, круто, когда книга выходит и печатается большим тиражом, но тираж — это не все. Есть книги, которые настолько сложно устроены, что у них никогда не будет тиража в 100 тысяч экземпляров. Не потому, что они плохие — просто они не для всех. Есть очень много актуальных, артхаусных текстов, которые много значат для современной культуры, обсуждаются на тематических конференциях и в своей нише становятся культовыми, а тиражи их при этом не выходят за отметку в 5 тысяч экземпляров. Это просто более эксклюзивная литература, которая и не должна быть популярной.

Если это сложная литература, как вы выбираете, кого публиковать?

Соловьева: Я беру только те книги, в которых уверена. Мне важно понимать ее перспективы и аудиторию и уже с этими установками пытаться сделать максимум со своей стороны, подать товар как можно привлекательнее для тех, кому он действительно интересен. Есть, например, кейс Екатерины Манойло с романом «Отец смотрит на Запад», который получил первую премию «Лицей» в прошлом году. Книга вышла в прошлом ноябре, и с тех пор тираж поднялся до 30 тысяч. Для дебютной книги это очень много. При этом автор закрепился — читатели уже ждут нового материала, то есть с первого раза сформировался спрос на писателя, а так бывает редко. Это заслуга и автора, и издателя, и случая, на самом деле. Куда чаще книга, например, просто не идет, даже если в аудиторию попали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 удивительных фактов о снеге — вы будете поражены! 10 удивительных фактов о снеге — вы будете поражены!

Может показаться, что о снеге вам известно абсолютно все

ТехИнсайдер
«Все заменить невозможно»: дефицит каких ветеринарных препаратов ожидает Россию «Все заменить невозможно»: дефицит каких ветеринарных препаратов ожидает Россию

На рынке препаратов для домашних животных ситуация действительно напряженная

Forbes
9 признаков пограничного расстройства личности: разбор с психотерапевтом 9 признаков пограничного расстройства личности: разбор с психотерапевтом

Почему не стоит демонизировать пограничное расстройство личности?

Psychologies
Баста, Рейнольдс, Портман и сэр Пол: кто из поп-звезд владеет спортивными клубами Баста, Рейнольдс, Портман и сэр Пол: кто из поп-звезд владеет спортивными клубами

Кто из селебрити вложился в спорт

Forbes
Боевые сёстры братьев Кастро Боевые сёстры братьев Кастро

Кубинские женщины-революционерки прошли и партизанские отряды, и тюрьмы

Дилетант
«Нет слова, чтобы назвать все, что я чувствовала»: Шэрон Стоун о травме свидетеля «Нет слова, чтобы назвать все, что я чувствовала»: Шэрон Стоун о травме свидетеля

Отрывок из автобиографии Шэрон Стоун «Красота жизни, прожитой дважды»

Forbes
Отдых без сюрпризов Отдых без сюрпризов

5 опасных бактерий, которые могут скрываться в море

Лиза
Новый добрый стриптиз Новый добрый стриптиз

«Мужской стриптиз»: те же 25 лет спустя

Weekend
Почему бегать можно не всем? Узнайте о пользе и вреде бега Почему бегать можно не всем? Узнайте о пользе и вреде бега

Хотя преимущества активности очевидны, полезен ли бег для каждого человека?

ТехИнсайдер
Кандидат в вакцины Кандидат в вакцины

Российские ученые получили вакцинный штамм, эффективно защищающий свиней от АЧС

Агроинвестор
«Я без процедур красоты никуда»: Татьяна Веденеева в день 70-летия раскрыла личные секреты «Я без процедур красоты никуда»: Татьяна Веденеева в день 70-летия раскрыла личные секреты

Татьяна Веденеева рассказала, что помогает ей оставаться в прекрасной форме

VOICE
Как понять, что вы — манипулятор? Как понять, что вы — манипулятор?

Разбираем, как распознать манипулятивное поведение в себе

Psychologies
«Люди умирали спокойно и публично»: какой была культура смерти в прошлом «Люди умирали спокойно и публично»: какой была культура смерти в прошлом

Глава из книги «Смерть в большом городе»

Psychologies
Почему Том Круз сам делает трюки на съемках? Гайд по безумию актера Почему Том Круз сам делает трюки на съемках? Гайд по безумию актера

Том Круз ломал конечности и мог погибнуть на съемках

Maxim
Откуда и когда начали свое распространение индоевропейские языки Откуда и когда начали свое распространение индоевропейские языки

Индоевропейские языки берут свое начало на Южном Кавказе 8000 лет назад

ТехИнсайдер
Как скрыть недостатки фигуры в летних образах: лайфхаки против Как скрыть недостатки фигуры в летних образах: лайфхаки против

Эти модные трюки помогут скрыть недостатки фигуры

VOICE
Ужин подан! Ужин подан!

9 вопросов о правильном ужине

Лиза
Секс за работой Секс за работой

«Хельмут Ньютон: отвратительный и великолепный»: байопик великого фотографа

Weekend
Какой маникюр делают в Турции: что больше всего разочаровало российскую туристку Какой маникюр делают в Турции: что больше всего разочаровало российскую туристку

На что стоит рассчитывать, если нужно сделать маникюр в другой стране?

VOICE
7 аудиокниг для совместного прослушивания с детьми 7 аудиокниг для совместного прослушивания с детьми

Озвученные уютные произведения для семейных вечеров

СНОБ
Величать по имени-матчеству: зачем люди меняют отчества на матронимы Величать по имени-матчеству: зачем люди меняют отчества на матронимы

Зачем людям имя-матчество?

Forbes
Законное оскорбление величия Законное оскорбление величия

История Древнего Рима в зеркале сериальной продукции

Weekend
Почему Мировой океан меняет свой цвет: зеленые воды Почему Мировой океан меняет свой цвет: зеленые воды

Почему так важен цвет океана и почему он меняется?

ТехИнсайдер
Русские породы собак, которые ценятся во всем мире Русские породы собак, которые ценятся во всем мире

От среднеазиатской овчарки до русского той-терьера: русские породы собак

Maxim
Цемент на качелях Цемент на качелях

Российский рынок цемента неожиданно разбалансировался

Эксперт
Подоить козу и искупать коня: 7 мест для летнего экотуризма Подоить козу и искупать коня: 7 мест для летнего экотуризма

Куда уехать на каникулы и выходные, чтобы купать коней и научиться доить козу

СНОБ
Donda Academy: что мы знаем о частной христианской школе Канье Уэста и зачем она ему Donda Academy: что мы знаем о частной христианской школе Канье Уэста и зачем она ему

Как устроена частная христианская школа Уэста и почему ее критикуют учителя

Forbes
Непохожие вербейники Непохожие вербейники

Посмотришь на вербейники, не можешь поверить их родству — насколько они различны

Наука и жизнь
«Оставил сердце в Сан-Франциско»: как жил и пел Тони Беннетт «Оставил сердце в Сан-Франциско»: как жил и пел Тони Беннетт

Тони Беннетт успел заработать славу, потерять ее на годы и вернуться в строй

Правила жизни
Почему брак трещит по швам: 7 идей из книги «Как найти любовь, которую стоит сохранить» Почему брак трещит по швам: 7 идей из книги «Как найти любовь, которую стоит сохранить»

Почему счастливый брак может стать пыткой для вас?

Psychologies
Открыть в приложении