Что делать, если родилась в Европе Средних веков, но к замужеству душа не лежит?

ForbesИстория

Орден бегинок: как в Средневековой Европе появились независимые женские объединения

Анна Мирочник

Бегинаж в Брюгге (Фото De Agostini / Getty Images)

Что делать, если родилась в Европе Средних веков, но к замужеству или монашеству душа не лежит? Долгое время у женщины не было достойной альтернативы. Но в XII веке в Нидерландах, Лотарингии и некоторых немецких городах появились коммуны бегинок, которые стали настоящим спасением для многих женщин. В них жили независимо, занимались бизнесом и были по средневековым меркам невообразимо свободными.

Орден бегинок — объединение, куда входили незамужние горожанки, которые селились совместно, вели общее хозяйство, работали по найму или даже занимались торговлей. Все это в отсутствие мужей позволяло им быть финансово независимыми. Образ жизни бегинок был близок к монашескому, но монахинями они не были. Бегинажи (или поселения-общины одиноких бегинок) впервые возникли в XII веке, достигли расцвета в XIII и просуществовали вплоть до XVIII века. Чтобы понять, как Орден бегинок стал уникальным примером женского независимого комьюнити и почему подвергался гонениям, важно разобраться в том, как была устроена жизнь человека в средневековой Европе и какая роль в ней отводилась женщине. Forbes Woman рассказывает о бегинках и о том, что способствовало их появлению.

Бегинка из Антверпена, 1757 (Фото Wikipedia)

Был бы милый рядом, или Несколько практичных поводов выйти замуж

Средневековая картина мира базировалась на установке, что только при гармоничном сочетании трех сословий — «молящихся» (духовенство), «воюющих» (рыцари, феодалы), «трудящихся» (крестьяне, купцы, ремесленники) — возможен естественный ход вещей. При этом перейти в другое сословие было практически невозможно: родившись в семье мельника, его сын не мог стать кузнецом или, допустим, каменщиком — его судьбой было дело его родителя. Благами и правами обладали только представители элиты, а жизнь всех остальных ничего не стоила. И женщины, и мужчины могли стать жертвой случайной потасовки, разгула разбойников, внезапно впавшего в ярость рыцаря.

Семьи были многодетными, из-за еще неразвитой науки результаты ведения сельского хозяйства сильно зависели от погоды. Тяжело трудиться приходилось всем с раннего детства. Рацион бедняков был скудным, мяса практически не ели, а каждые 8–10 лет оборачивались катастрофой — именно с таким интервалом случался массовый голод. В 1315–1317 годах в Европе случился «Великий голод», который унес миллионы жизней.

В описываемых социально-экономических условиях замужество являлось не столько долгом доброй христианки, сколько было необходимо для выживания. Впрочем, мужчина мог отправиться на заработки на войну, оставив жену и детей. Популярность Крестовых походов, основной движущей силой которых стали бедняки, историки объясняют возможностью вернуться с богатой добычей. К тому же средневековое мировоззрение подразумевало невысокую ценность земной жизни и твердую веру в рай, место в котором было гарантировано каждому участнику. В отсутствие супругов женам приходилось взваливать на себя все заботы по хозяйству и прилагать усилия, чтобы заработать достаточно денег на содержание семьи. Поэтому уход мужа на войну или его смерть становились трагедией не только по сентиментальным соображениям — это в буквальном смысле грозило семье нищетой или даже гибелью.

Походы усложнили жизнь женщин всех сословий. Бедные становились еще беднее: содержать семьи по 9–16 детей в одиночку могли единицы. Остальные умирали с голоду, накладывали на себя руки, становились проститутками или отправлялись просить милостыню.

Монастырь как привилегия для богатых

У богатых в период Крестовых походов были свои проблемы. Гибель или долгое отсутствие мужа могло спровоцировать разорение имений — вести хозяйство в одиночку было непросто.

Одни представительницы знати оставались без мужей, другие и вовсе не успевали выйти замуж. Многие из них отправлялись в монастыри. Но это решение могла позволить себе не каждая. Количество мест там было ограничено, и поэтому брали не всех. Более того, карьеру настоятельницы могла сделать только представительница богатой знатной семьи. Для женщин из привилегированных сословий, решивших уйти в монастырь, это ограничивало выбор обителей: был закрыт вход там, где заправляла представительница конкурирующего семейного клана. Также уход в монастырь не был бесплатным — семья выплачивала монастырю приданое (а имущество женщины переходило в собственность церкви). Размер приданого отличался в зависимости от престижа обители.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении