Бизнес на желании спать: сколько стоит запустить производство капсул для сна и какие есть сложности
Рассказывают основатели проектов из России.
Первые компании, которые предлагают капсулы для сна, появились в России в начале 2010-х годов — и пока эта ниша практически свободна. Целевая аудитория такого продукта: жители мегаполисов и путешественники, которым нужен отдых на несколько часов в аэропортах и на вокзалах, а также крупные компании, которые ставят капсулы в офисах.
В таких кабинах люди медитируют, отдыхают от посторонних или просто спят. Чтобы сделать отдых лучше, предприниматели придумывают для своих капсул дополнительные функции: белый шум, специальный свет и другие.
Вложения в запуск в такой бизнес начинаются с 1,5 млн рублей. Одни легко окупаются за год, другие пока тестируют продукт и жизнеспособность бизнес-модели.
Алексей Винокуров, капсулы для восстановления сил PrivateNap, Москва
Идея
В 2011 году я работал на железной дороге диспетчером, а мой бизнес-партнёр Виктор Ходанов — сотрудником уголовного розыска. Сидя за диспетчерским пультом, я осознавал, что уже к середине дня цифры перед глазами путаются и я теряю концентрацию.
На перерывах часто закрывался в туалете и дремал по 15–20 минут, периодически пытался спать в машине. И так делали многие коллеги.
Я понял, что проблему с сонливостью можно использовать как идею для бизнеса. В 2012 году мы выяснили, что в Европе в разных сегментах бизнеса стали появляться капсулы для сна: в торговых центрах, косметологических кабинетах, офисах.
Мы сфокусировали внимание на офисах и производственных помещениях. На производстве нужно, чтобы сотрудники в течение рабочего дня не теряли бдительность и концентрацию. А в офисах важны креативность и коммуникативность. Мы выбрали эти два сегмента рынка и сейчас плотно с ними работаем.
Запуск бизнеса
Мы начинали свой бизнес как дистрибьюторы — покупали за границей капсулы, привозили и продавали в собственность другим компаниям. Для этого в 2012 году я с Виктором Ходановым взяли потребительские кредиты по 2,5 млн рублей под какие-то безумные 21% в «Сбербанке».
В то же время мы вышли на производителей капсул, чей продукт хотели представлять в России. После личной встречи с представителем американской компании Metronaps и немецкой Napshell мы договорились на эксклюзивные условия и сразу должны были закупить пять капсул.
На первую закупку пяти капсул ушло 4 млн рублей наших кредитных средств. Ещё один миллион — на текущие расходы по проекту: пиар, ежемесячные расходы по кредиту, расходы на создание сайта, SMM. Для хранения капсул нам бесплатно достались склады контрагентов, которые доставляли капсулы.
Первое время сами обзванивали компании из дома, по телефону. Сначала продавать не получалось, потому что подобных прецедентов в российском бизнесе раньше не было и на нас реагировали странно.
К тому же мы преподносили наши капсулы как устройства для дневного сна. Сейчас понимаем, что это в корне неправильно. Позже стали позиционировать свой продукт как инструмент для повышения производительности.
В 2013 году мы продали три капсулы по $15 тысяч (надо учитывать, что в тот период доллар стоил около 30 рублей) из имеющихся на тот момент пяти. Две — компании «РИА Новости», ещё одну — московскому офису Google.
В 2014 году первым крупным клиентом стал «Сбербанк», и для них мы привезли дополнительную партию от производителя. Компания закупила для своего колл-центра в Омске четыре капсулы. Но эти сделки не принесли прибыли, так как большая часть выручки уходила на ежемесячные платежи по кредиту.
К тому же в тот период доллар сильно вырос, и мы не то что не заработали, а ушли в минус. Контракт со «Сбербанком» подписали ещё до падения рубля, а заплатили производителю уже в начале 2015 года. В итоге пришлось взять ещё один миллионный кредит, чтобы закрыть эту поставку для «Сбербанка» без репутационных потерь.
После той сделки мы планировали закрывать бизнес. Но в середине 2015 года пришла ещё одна заявка из Казахстана. Уже наученные опытом, мы провели поставку в долларах, продав каждую капсулу также по $15 тысяч. В итоге эта сделка помогла нам полностью закрыть долги. После трёх лет работы мы вышли в ноль.
Производство
В 2015 году мы решили работать над созданием собственной капсулы, так как нас перестало устраивать качество американского продукта. Например, внешне американская капсула не выглядела на $15 тысяч. Также были претензии к самой технологии. Клиенты жаловались, что не ощущают эффекта от звукового воздействия и звук не стимулирует к отдыху и расслаблению.
На создание собственной капсулы ушло примерно полтора года и около 2 млн рублей. Часть из этой суммы отложили со средств, вырученных от сделки с клиентом из Казахстана.
Мы работали в двух направлениях: инженерные решения и научная составляющая. По изготовлению стекловолокна привлекли российско-белорусскую компанию «Эпирс», по металлу — компанию «Перфолюкс» из Подмосковья. Ещё нашли инженера Владимира Адамовича, который разработал всю электронную начинку капсулы.
Большая удача заключалась в том, что все три подрядчика работали в счёт будущих заказов. Потому что поверили в нас и нашу идею, стали нашими единомышленниками. Но при этом никто не отменял текущих трат — нужно было постоянно закупать материалы для разработки. На это ушла большая часть суммы — около 1,5 млн рублей.
После создания собственной капсулы мы зарегистрировали торговую марку PrivateNap и получили разрешительную документацию для продаж на территории стран Таможенного союза.
Проблем с бывшими партнёрами не было и нет, так как мы полностью переработали и улучшили конструкцию капсулы и разработали собственную технологию звукового воздействия. В этом нам помогал российский учёный Владимир Дорохов из Института высшей нервной деятельности РАН.
Изначально мы собирали капсулы на производственных площадях наших подрядчиков в Минске и Подмосковье по ночам и выходным дням, когда у них было пусто на производстве.
Сейчас капсулы делают в Брянске. Производством руководит мой отец Владимир Винокуров. На аренду помещения 100 м² уходит 15 тысяч рублей в месяц. Производство укомплектовываем постепенно, в каждом квартале выделяя на это часть суммы продаж.
Основная схема работы: продажи (аналогично как продают и покупают офисную мебель). Свои капсулы продаём примерно по той же стоимости, что и «привозные». Средняя цена — 970 тысяч рублей.
Первым покупателем капсулы собственного производства была московская ИТ-компания Zerotech. Нам получилось убедить их сделать предзаказ по сниженной цене — за $13 тысяч. Отчасти эта сделка закрыла долги, накопившиеся уже в процессе разработки собственной капсулы.
Капсулы устанавливают себе в офисы ИТ-компании, банки, чьи сотрудники испытывают высокую когнитивную нагрузку, а также производства. Ещё топ-менеджеры некоторых компаний установили капсулы в свои кабинеты.
Как работает капсула
Для погружения в сон мы применяем звуковое воздействие — расслабляющую музыку с биофилическим (природным) саунд-дизайном. Ещё из эффектов есть бинауральные ритмы, розовый и белый шум.
Эти звуковые дорожки мы сами разработали и записали в начинку капсулы. Они помогают войти в первую и вторую стадии сна (power napping) или помедитировать.
Мы хотели понять, насколько эффективен сеанс в капсуле, и договорились о бесплатном тестировании с Мосгортрансом, написали им официальное письмо. Исследования на 33 сотрудниках компании показали снижение сонливости на 20%.
Расходы и доходы
Операционные расходы на сегодня составляют около миллиона рублей в месяц:
- Аренда офисов и производственного помещения — 50 тысяч рублей.
- Зарплата (семь человек работают фул-тайм, девять на фрилансе) — 800 тысяч рублей.