Бей, беги, замри, договаривайся: как реагировать на критику в свой адрес на работе
По результатам исследований, более половины российских зумеров воспринимают критику в свой адрес на работе как знак личной неприязни, а 72% сотрудников российских компаний сталкиваются с деструктивным поведением со стороны руководства. Именно критика является одним из самых частых проявлений деструктивного поведения руководителей, считает предприниматель и заведующий лабораторией межличностных коммуникаций МГУ имени М.В. Ломоносова Максим Карпов. В колонке для Forbes Young он рассказывает, какой может быть критика и как на нее реагировать
Недавно вышло исследование, в котором в том числе говорилось, что каждый второй 18–25-летний молодой человек воспринимает частую критику в свой адрес на работе как знак личной неприязни.
В защиту зумеров отмечу, что это больше, чем поколенческие особенности, и не стоит переживать за особо тонкую душевную организацию молодого поколения. Российская бизнес-среда в целом не самая здоровая с точки зрения коммуникаций. Согласно исследованию СберУниверситета, 72% сотрудников регулярно сталкиваются хотя бы с одним видом деструктивного поведения со стороны руководителя. Проблема характерна для компаний всех размеров, причем в небольших организациях руководители системно демонстрируют такое поведение не реже, а порой даже чаще, чем в крупных компаниях.
Критика, которая ранит и заставляет задуматься, а так ли уж нужно мне это рабочее место, явно одно из самых частых проявлений деструктивного поведения руководства.
Прежде чем разбираться в том, какой может быть критика, как на нее реагировать и как давать обратную связь, необходимо разобрать три термина: обратная связь, критика и переговорный фрейм.
Обратная связь является, пожалуй, самым эффективном элементом эволюции. Это реакция человека на действия и высказывания другого человека. С помощью обратной связи мы можем объяснить, что нам понравилось, а что нет, поделиться своей точкой зрения, дать рекомендации.
Если добавить к обратной связи оценку положения вещей от говорящего, то получится уже критика. Из-за наличия личностного компонента критика становится социальной манипуляцией: когда, прикрываясь рабочими отношениями, говорящий вторгается в личное пространство собеседника и дает негативные оценки ему и его действиям. В ответ на критику мы зачастую принимаем эмоциональные, а не рациональные решения: спорим, обижаемся, переживаем и уходим.
Когда человек критикует, он фактически говорит из своего видения мира. Эта попытка донести до нас свою картинку и то, почему одни ее части для критикующего важнее других, называется переговорным фреймом.
«Человек критикующий»
Если попытаться понять фрейм критикующего, окажется, что он в своей системе мира легитимизирует свое право на то, чтобы делать замечания окружающим. Вне зависимости от статуса, должности, капитала он считает, что обладает необходимым авторитетом, чтобы контролировать чужое поведение, итоги работы и в целом имеет моральное право влиять на других людей.
За мировоззрением «человека критикующего» стоит иерархическое восприятие структуры отношений между людьми: в них есть те, кто находится наверху социальной и этической лестницы, и те, кто, задрав голову, внимают им.
В фрейме критики можно выделить два подвида: доминирующий и патерналистский. Оба они относятся к манипулятивным формам обратной связи, чаще их используют люди более высокого социального статуса (вне зависимости от возраста).
Доминирующий фрейм критики — это именно то, что мы видим в рилсах про токсичное начальство, которое использует рабочие отношения для решения задач самоутверждения. Сформировался даже целый жанр видеороликов (примерами тому могут быть Telegram-канал I’m CEO, beach или шортсы Даша Токси), в которых высмеивают подобные манипуляции.