Закрома Родины
Альтернативная нереальность АвтоВАЗа
Когда-нибудь мы будем рассказывать нашим правнукам о том, в какое необычное время жили. А удивленная детвора, со всех сторон окружившая раритетное икеевское кресло, разинув рот станет слушать стариковские байки о том, как пришел ковид. А вслед за ним случилось еще много всего примечательного, вследствие чего мы вдруг стали посматривать в сторону автомобилей из Уганды и клеить отечественные эмблемы на китайские машины.
А наши потомки из светлого будущего будут удивляться: «Как же так, ведь теперь за нашими марками выстраиваются очереди!» Нет, не потому, что мы снова дожили до плановой экономики и дефицита, а потому, что наконец-то отечественный автопром вышел на новый качественный уровень не только на словах, но и на деле. Все, буквально все, от простого сантехника и до звезд мировой величины, мечтают об автомобилях марки Lada, как в наше время мечтали о «Мерседесе». Потому что обладание тольяттинской продукцией – это показатель достатка, статуса и просто хорошего вкуса.
Звучит фантастически, не правда ли? Ведь по количеству язвительных шуток отечественный автопром уступает разве что отечественному футболу. Но почему бы просто не помечтать. В конце концов, с начала девяностых годов прошлого века в Тольятти нарисовали и спроектировали немало перспективных концептов, без преувеличения опередивших свое время. Воплотись они в жизнь, быть может, уже сейчас мы бы имели немало достойных конкурентов зарубежным аналогам, а то и вовсе «аналоговнет». Можно поспорить, но даже по меркам дня сегодняшнего некоторые из таких проектов смотрятся вполне актуально. Достать из закромов, сдуть пыль, подпилить, подрубить, выделить, наконец, финансирование, снабдить современной электроникой, пусть даже позаимствованной у соседей, – и вот оно, новое экономическое чудо. В конце концов, надо же с чего-то начинать.
Помнится, в 1998 году мы с отцом отправились на Московский автосалон. Там было представлено немало классных экспонатов от отечественных производителей. Тогда я был уверен, что все это великолепие скоро появится на наших дорогах и жизнь будет похожа на фантастическое кино. Но шли годы. По улицам продолжали ездить все те же «Жигули», хотя все могло выглядеть совершенно иначе.
ВАЗ X1/X2
Загадочный, как Мистер Х, футуристичный, как межгалактический звездолет, – трудно поверить, что этот концептуальный минивэн был представлен в 1990 году. Но не дизайном единым примечателен этот автомобиль. Помимо нестандартного экстерьера – обратите внимание, фары ближнего света находятся не на привычном месте, а за лобовым стеклом – отечественный минивэн мог похвастаться просторным семиместным салоном с выдающимися возможностями по части трансформации. По задумке, пассажирские сиденья имели множество регулировок и даже могли вращаться вокруг собственной оси. Причем за основу проекта была взята та же платформа, что использовалась в ВАЗ-2108. Жаль, что из-за недостаточного финансирования проект был скоропостижно свернут, так и не выйдя за рамки макета.
Lada Gnome/Elf
В 1992 году под руководством главного дизайнера АвтоВАЗа Евгения Лобанова на базе «Оки» был спроектирован сверхкомпактный городской автомобиль, получивший название «Гном». Чуть позже, в 1996 году, появилась «пляжная» версия концепта с открытым кузовом по имени «Эльф».