Популярность — это результат, а для меня всегда важен процесс

Караван историйЗнаменитости

Кирилл Гребенщиков: «За пять минут до начала иногда думаю: «Вот бы все отменили и не пришлось выходить на сцену!» Но потом это отступает...»

Беседовала Ирина Зайчик

Фото: Даниил Артемьев

За плечами Кирилла Гребенщикова работа в Театре имени Станиславского, "Школе драматического искусства", антрепризные спектакли. В его фильмографии более 70 ролей, среди которых "Тест на беременность", "Анатомия сердца", "Анна Каренина. История Вронского" и многие другие. А недавно актер получил приглашение в Театр Наций в новую постановку "Терминал 3", на одну из главных ролей...

Меня позвал не театр, а режиссер Никита Кобелев. Лет пять назад мы с ним записывали на радио раннюю пьесу Вампилова «Воронья роща». Он мне позвонил и предложил сыграть в его спектакле по пьесе шведского драматурга Ларса Нурена, которого много ставят в Европе. Не могу сказать, что история меня захватила при первом чтении. Уже потом на репетициях с помощью режиссера я стал видеть красоту построения, понял, как прописаны человеческие отношения, и это понемногу меня увлекло. Считается, что любому актеру очень престижно оказаться в Театре Наций, — узнав об этом, все начинают тебя поздравлять, только потом, может быть, спросят: «А что ты играешь?» Мне приятно, с одной стороны, а с другой стороны, я к этому спокойно отношусь.

Этот камерный спектакль идет на Малой сцене. В Театре Наций очень регламентированное расписание, оно составляется за несколько месяцев. Спектакль идет два-три раза в месяц серией, как правило, три дня подряд.

А что касается пьесы... Это история, с одной стороны, очень реалистическая, с другой стороны, метафорическая. На сцене аскетичные декорации: два зеркальных пространства разделены полосой на полу. Одинаковые стулья, кушетки, даже часы висят одинаковые, только показывают разное время. Две пары: молодая пара, которая приехала на роды, а другая — пришла на опознание сына, покончившего с собой. В какой-то момент становится понятно, что это одни и те же люди, только с разницей в 20 лет.

Играть это по-актерски очень интересно. Представляете, надо за час (а это не так много для актера) компактно прожить всю историю, которая происходит в реальном времени. Когда интересно актеру, интересно и публике...

Кирилл Гребенщиков и Ольга Белинская в спектакле Театра Наций «Терминал 3», 2023 год. Фото: пресс-служба Театра наций

— Вы ведь из актерской семьи, значит ли это, что обречены были стать артистом?

— Не могу сказать, что вырос за кулисами, хотя и отец, Юрий Гребенщиков, и мама, Наталия Орлова, были актерами Театра Станиславского. Когда ты растешь в семье, ты не думаешь: «А какая у родителей профессия?» Главное, чтобы семья была дружная! Как и все дети, я боялся: а вдруг они поругаются? А вдруг умрут? Или разведутся? Ты их просто любишь, и все! Другое дело, что родители-актеры, как правило, целыми днями пропадают в театре. Если со мной не могла остаться бабушка, меня брали с собой на вечерний спектакль. Больше всего за кулисами мне нравилось вертеться у бутафоров. Рассматривать посуду, мебель, оружие было гораздо интереснее, чем наблюдать за тем, как люди играют на сцене. Это были 70-е годы, Театр Станиславского был среднеарифметическим театром. Но, придя туда на любой спектакль, ты мог встретить в коридоре Эммануила Виторгана, Аллу Балтер, Людмилу Полякову, Сергея Шакурова, Георгия Буркова, Альберта Филозова, Майю Менглет.

Дома у нас не ставилось каких-то домашних спектаклей, никто не декламировал стихов, не пели под гитару. Не помню богемных посиделок, хотя круг общения родителей был достаточно широк. Случайных людей или, как говорится, «полезных» не было. К нам приходили настоящие друзья: Алина Станиславовна Покровская с мужем Германом Юшко, Алла Балтер с Эммануилом Виторганом, актриса Театра Советской армии Ольга Дзисько и ее муж Игорь Витальевич Попов, театральный художник. Узкий круг, который годами не менялся...

А к актерству я не проявлял интереса. Одно время в детстве мечтал стать археологом, мне нравилось, что они что-то ищут в земле. Но, как гласит семейная легенда, я даже читал «Руслана и Людмилу» наизусть большими фрагментами.

Фото: Даниил Артемьев

— А кто занимался вашим воспитанием в детстве?

— В основном мною занималась мама — проверяла уроки, ходила на родительские собрания, подбирала репетиторов. Один раз на родительское собрание пошел отец, а потом долго на меня дулся. Бабушки, естественно, были на подхвате. Папина мама, Александра Ильинична, жила в Свердловске, иногда приезжала в гости. А с московской бабушкой, Еленой Васильевной, я проводил довольно много времени. Мы с ней придумывали всякие занятия. Так как она дворянского происхождения, после революции была поражена в правах, служила стенографисткой в Моссовете, а в войну работала в штабе партизанского движения.

Сказок она мне не читала. Но могла почти наизусть рассказывать «Два капитана» Каверина или эпизод из фильма «Семнадцать мгновений весны», как пряталась радистка Катя с двумя детьми в канализационном люке.

— А вы коренной москвич?

— Я родился в Москве, мы с родителями жили в театральном общежитии на «Аэропорте». Отец из Свердловска. Он всегда говорил: «Я приехал с периферии». И никогда этого не стеснялся. Со своим другом Альбертом Леонидовичем Филозовым приехал в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. В 1955 году МХАТ был на гастролях в Свердловске, и специальная выездная комиссия отсматривала абитуриентов. Отобрали двоих — моего отца и Альберта Филозова. У них собрался необыкновенный курс: Татьяна Лаврова, Алла Покровская, Геннадий Фролов, Анатолий Ромашин, Владимир Кашпур, Александр Лазарев, Евгений Лазарев, Наталья Журавлева, Вячеслав Невинный... Такого скопления талантов, по-моему, больше не было за всю историю Школы-студии МХАТ.

Мама — москвичка. Ее предку было даровано дворянство, потому что он был воспитателем трех дочерей Павла I. А мамин отец, Федор Пантелеймонович Орлов, — человек исключительно интересной судьбы, достойной романа. Для меня он настоящий герой: имея бронь, ушел в 1941 году добровольцем на фронт. А у него было двое маленьких детей: мама и ее брат Андрей. Под Наро-Фоминском 21 октября был ранен и попал в плен. Лагерь в связи с наступлением наших войск отодвигался в Европу. Во Франции ему удалось бежать, он примкнул к французскому Сопротивлению. Когда англичане высадились на юге, он перешел линию фронта и попал в расположение английских войск. Есть фотография его в английской военной форме. На этом приключения деда не закончились. После войны в советской военной миссии ему были возвращены погоны. И он в звании лейтенанта командовал сначала пароходом, который переправлял бывших военнопленных в Одессу, а потом поездом, который переправлял на Урал бывших военнопленных. На Урале его арестовали, он сидел в лагере до 1953-го, потом еще год или два был на поселении. Мама увидела первый раз своего отца, когда ей было 14 лет. Я помню своего деда, он тогда был уже стариком. Дедушка работал журналистом в «Вечерней Москве».

Мой дед по отцовской линии, Сергей Георгиевич Гребенщиков, тоже воевал, был ранен. Имел медаль «За отвагу». У него тоже была история с Особым отделом: ранение в руку, ему пришлось доказывать, что это не самострел. Но на прикладе автомата нашли скол от пули, и его оправдали. После войны он работал геологом. Как видите, никаких актеров до родителей в нашем роду не было...

Учился я в самой обычной школе в трех минутах от дома. Жили мы на «Щукинской». Сейчас это престижный район, а тогда была окраина с весьма специфическими нравами. Наши ребята ходили в телогрейках, шапках-«петушках» и делились на группировки по территориальному принципу. В 14 лет я уже четко знал, куда можно пойти вечером без риска быть побитым.

У нас была двухкомнатная квартира в обычной панельной двенадцатиэтажке. В доме проживало еще несколько актерских семей. Помню Анатолия Ромашина с первой женой и сына Владимира Самойлова — Александра, чуть позже в дом въехала семья Аристарха Ливанова. Видимо, все там получили жилье по линии ВТО.

Школа у меня была самая что ни на есть средняя. Я не принадлежал ни к «ботаникам», ни к хулиганам. Обычный среднестатистический ученик. Одно время пытался заниматься футболом в ЦСКА, но мне это быстро надоело. Еще ходил на плавание. В детстве любил рисовать на полях тетрадок, как все мальчишки, танки, самолеты. Мама считала, что у меня есть какие-то способности, и записала в изостудию при Доме пионеров. А ни в какие театральные студии я не ходил. Мне вообще не нравилось выступать. Для меня было мучением выйти на уроке к доске и прочитать стихотворение. У нас в школе ставили какие-то спектакли, но мне никогда не хотелось в них участвовать. Однажды, помню, поручили сыграть Зеркало в «Сказке о мертвой царевне». Я стоял, держа перед лицом разделочную доску, обмотанную фольгой, и бубнил: «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее...» И был вполне доволен, что не видно моего лица.

Родители, наоборот, мечтали об актерской профессии. Мама всегда хотела стать актрисой и окончила Щепкинское училище. Папа до Школы-студии в юности ходил в театральную студию, где кроме него занимались Леонид Неведомский и Альберт Филозов.

Когда отец начал много сниматься в кино, мы не стали жить богаче. Гонорары в советское время были другими и запросы не такими, как сейчас. Он ездил на общественном транспорте. В нашем доме машин практически ни у кого не было. По-моему, во дворе стоял только «Запорожец» актера Владимира Анисько, и все. Отпуск родители проводили в домах отдыха ВТО, куда брали и меня. Мы отдыхали в Рузе, Мисхоре, Плесе. Иногда я ездил с мамой и папой на гастроли. Они тогда были длинными — два летних месяца. Побывал в Казани, Харькове, Минске, Уфе. Пару раз ездил в пионерский лагерь, два лета провел у бабушки в Свердловске.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виктория Синицина и Никита Кацалапов: Виктория Синицина и Никита Кацалапов:

Иногда мы даем волю нервам

Коллекция. Караван историй
Как общаться с пассивными и пассивно-агрессивными людьми: 3 инструмента Как общаться с пассивными и пассивно-агрессивными людьми: 3 инструмента

Как справиться с пассивным или пассивно-агрессивным поведением?

Psychologies
Алексей Баталов: «Теперь мне страшно вспоминать, сколько раз я отказывался от роли Гоши, не подозревая, какой это будет фильм» Алексей Баталов: «Теперь мне страшно вспоминать, сколько раз я отказывался от роли Гоши, не подозревая, какой это будет фильм»

Я — бродяга и много раз бросал кино, занимаясь совсем другим

Караван историй
Пино-нуар с берега Волги: как делают вино в Самарской области Пино-нуар с берега Волги: как делают вино в Самарской области

Чем вина из Поволжья отличаются от южных и какие они на вкус?

СНОБ
Владимир Урин: Владимир Урин:

Театр, творчество — это понятие сокровенное, интимное, почти семейное

Караван историй
От первого лица: 5 зарубежных книг о женщинах, которые стоит прочитать От первого лица: 5 зарубежных книг о женщинах, которые стоит прочитать

Автобиографические книги наших современниц

Правила жизни
Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
HR-специалисты — о том, существует ли эйджизм при приеме на работу HR-специалисты — о том, существует ли эйджизм при приеме на работу

В каких сферах востребованы зрелые соискатели?

РБК
Евгения Крюкова: Евгения Крюкова:

Интервью со звездой сериала «Подражатель» Евгенией Крюковой

Караван историй
«Midjourney — революция, сравнимая с изобретением фотографии». Интервью с экспертом в области цифровых технологий Львом Мановичем «Midjourney — революция, сравнимая с изобретением фотографии». Интервью с экспертом в области цифровых технологий Львом Мановичем

Вытеснит ли искусственный интеллект художников, фотографов и дизайнеров?

Правила жизни
Лицо с обложки — чьё оно?! Лицо с обложки — чьё оно?!

Как креативность книжных издательств сказывается на исторической достоверности?

Дилетант
Как соблазнять голосом: 3 упражнения Как соблазнять голосом: 3 упражнения

Голос — неотъемлемая часть сексуального образа

Psychologies
«Если ты используешь оценку, то принимаешь решения лучше и помогаешь людям больше» |“If You Use Evaluation You Make Better Decisions and Help People More” «Если ты используешь оценку, то принимаешь решения лучше и помогаешь людям больше» |“If You Use Evaluation You Make Better Decisions and Help People More”

О взглядах на профессию оценщика, импакте и трендах развития сферы оценки

Позитивные изменения
6 книг, чтобы начать разбираться в музыке 6 книг, чтобы начать разбираться в музыке

Книги, которые помогут взглянуть на музыкальный мир увлеченным взглядом

СНОБ
Лайфхаки для мужской уборки: как спасти свое время и психическое здоровье Лайфхаки для мужской уборки: как спасти свое время и психическое здоровье

Занятой человек не всегда находит силы на уборку. Но без нее не обойтись…

Maxim
Крылатая дюжина Крылатая дюжина

У бабочек найдется чем удивить нас, кроме их знаменитой красоты!

Вокруг света
Кем была первая девушка Брэда Питта Кем была первая девушка Брэда Питта

С кем же голливудский красавчик Брэд Питт был до своей славы?

VOICE
Отцы как дети Отцы как дети

«Солнце мое»: самый нежный фильм 2022 года

Weekend
20 самых знаковых моментов за всю историю премии «Оскар» 20 самых знаковых моментов за всю историю премии «Оскар»

Самые важные, яркие и курьезные моменты за всю историю премии «Оскар»

Правила жизни
7 лучших современных комедийных медицинских сериалов 7 лучших современных комедийных медицинских сериалов

Зрелища, от которых сердце начинает биться без помощи дефибриллятора

Maxim
Неожиданный лайфхак из прошлого: что делать, когда хочется в баню, а под боком только русская печь? Неожиданный лайфхак из прошлого: что делать, когда хочется в баню, а под боком только русская печь?

Как мылись в русской печи?

ТехИнсайдер
Как выбрать телевизор и не переплатить за ненужные технологии Как выбрать телевизор и не переплатить за ненужные технологии

На что обратить внимание при покупке нового телевизора?

CHIP
Сколиоз у взрослых Сколиоз у взрослых

Что делать, чтобы не довести сколиоз до операции

Лиза
Математики нашли многоугольник для апериодического паркета Математики нашли многоугольник для апериодического паркета

Найден невыпуклый многоугольник, замощающий плоскость только апериодически

N+1
УАЗ «Профи». Полноприводная полуторка УАЗ «Профи». Полноприводная полуторка

Тестируем УАЗ «Профи»

4x4 Club
Сколько вам лет: тест на внутренний возраст. Проверьте, отличается ли цифра в паспорте от результатов! Сколько вам лет: тест на внутренний возраст. Проверьте, отличается ли цифра в паспорте от результатов!

Как же определить, сколько лет вам на самом деле?

ТехИнсайдер
Балаяж: 9 вариантов окрашивания волос и советы экспертов по уходу Балаяж: 9 вариантов окрашивания волос и советы экспертов по уходу

Одна из самых популярных техник осветления

РБК
Передачи-хиты советского ТВ, которые сегодня смотреть невозможно Передачи-хиты советского ТВ, которые сегодня смотреть невозможно

Деды, вспоминающие любимые программы молодости, хорошего не посоветуют

Maxim
Так как правильно: крайний или последний? Поставим точку в вечном споре Так как правильно: крайний или последний? Поставим точку в вечном споре

Споры в очереди в поликлинике не стихают. "Кто последний?"

ТехИнсайдер
«Презирая всякую опасность» «Презирая всякую опасность»

Родственная связь Бориса Анненкова с Иваном Анненковым вряд ли имеет место быть

Дилетант
Открыть в приложении