Серая зона: почему в России не строят арендное жилье

Во время послания Федеральному собранию 21 февраля президент Владимир Путин поручил начать строительство арендных домов для сотрудников оборонных предприятий. Арендное жилье остается несбыточной мечтой российского рынка — о возможности его строительства регулярно вспоминают, но реализованных проектов до сих пор единицы. 90% существующего арендного жилья в стране сдается частными лицами. Почему девелоперы не хотят строить доходные дома — разбирался Forbes.
Нынешнее состояние рынка аренды собеседники Forbes определяют как теневое или серое, поскольку, по их словам, «это просто граждане сдают квартиры другим гражданам». Более белый рынок — тот, на котором крупные рантье управляют большими портфелями арендной жилой недвижимости. Примеры такой деятельности в России все же есть, но их очень мало.
Как это работает и почему рынок белой аренды все никак не возникнет в России — разбирался Forbes.
Почти удачные модели
Собеседники Forbes назвали три примера арендного бизнеса, которые максимально близки к модели белой аренды: сервисные апартаменты, зарождающийся сегмент коливингов и проекты арендного жилья, реализуемые институтом развития Дом.РФ.
Сервисные апартаменты — полугостиничный формат, ориентированный на краткосрочную аренду и большой объем дополнительных услуг. «Сервисные апартаменты являются промежуточным форматом между арендным жильем и гостиницами, — объясняет управляющий партнер Intermark Real Estate Дмитрий Халин. — Формат начал развиваться порядка 10 лет назад, до этого существовали сервисные апартаменты от частных операторов, небольших компаний и от отельеров, которые вводили апартаменты в качестве диверсификации продукта».
«Сервисные апартаменты в рамках одного комплекса могут принадлежать разным собственникам, как юридическим лицам, так и физическим, поскольку их продают отдельными юнитами как инвестиционный продукт. Но основная роль все равно отводится управляющей компании, которая берет на себя организацию и сопровождение всего процесса сдачи в аренду», — объясняет директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet Роман Родионцев. «Средний срок найма в подобных проектах составляет четыре-шесть месяцев», — уточняет вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина.
По данным девелоперской компании GloraX (есть у Forbes), в старых границах Москвы доля сервисных апартаментов не превышает 25% от общего объема предложения апартаментов (350 000 кв. м).
Вторым вариантом почти арендного жилья эксперты назвали коливинги, которые иначе можно назвать «сервисными общежитиями»: сдаваемые помещения, как правило, минимальной площади, большая часть удобств в которых вынесена в общую зону и находится в совместном пользовании у жильцов (кухня, кладовки, коворкинг, гостиная). «Коливинг — это не просто квадратные метры в аренду, это комьюнити, профессиональное управление, атмосфера, набор услуг и мероприятий, которые никогда не встретятся в обычной жилой квартире», — объясняет Шарыгина. По ее данным, такой формат намного доступнее сервисных апартаментов: диапазон ставок аренды коливинга по России составляет от 10 000 до 29 000 рублей в месяц, тогда как ставки в апартаментах сопоставимы с размещением в гостиничных номерах и считается за сутки. Всего в России, по данным Becar Asset Management (есть у Forbes), действуют порядка 40 проектов, позиционирующихся как коливинги, но сильно различающихся по качеству.