Чемпионат эмира: как футбол обеспечивает национальную безопасность Катара
Любое глобальное спортивное событие позволяет принимающей стране повысить престиж, показав все свои возможности. Это справедливо и для чемпионата мира по футболу 2022 года. Однако для Катара чемпионат стал частью более комплексной стратегии, которую пришлось выработать крохотному государству, чтобы сохранить независимость в очень непростом окружении, рассказывает старший научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Николай Сурков.
Между двух держав
При выработке стратегии национальной безопасности катарскому руководству приходится принимать во внимание исключительную уязвимость страны. Катар, по сути, город-государство, поскольку за пределами столицы в основном пустыня. Из-за малой площади стратегической глубины нет, а выживание людей зависит от функционирования уязвимой инфраструктуры — электростанций и опреснительных заводов. Численность коренного населения не превышает 250 000 человек, поэтому говорить о создании большой армии не приходится. Своеобразным мемом стала ситуация, когда Доха решила увеличить национальные ВВС и заказала истребители, для которых не нашлось достаточно будущих пилотов. Еще сложнее обстоит дело с комплектованием сухопутных частей и флота.
В военном отношении Катар слабее всех своих соседей, за исключением Бахрейна. При этом эмират буквально зажат между двумя региональными державами, имеющими серьезные геополитические амбиции, — Ираном и Саудовской Аравией. До сих пор идут споры, какое из этих двух государств в исторической ретроспективе представляло более серьезную угрозу. К слову, Катара вообще могло не быть. В начале XX века Саудовская Аравия попыталась аннексировать эмират, и попытка не имела успеха только потому, что за катарцев вступилась Великобритания. Со временем отношения между двумя странами и правящими в них династиями так и не стали более простыми: были и территориальные споры, и заговоры, и блокады.
Впрочем, тут уместно вспомнить бедуинскую поговорку: «Я против брата. Мы с братом против кузена. Мы с братом и кузеном против остального мира». Несмотря на трения и старые обиды, с аравийскими соседями Катар умеет договариваться. Однако есть еще северный сосед — Иран, с которым Катар делит крупнейшее газовое месторождение «Норд филд». Справедливости ради, надо сказать, что Иран в последние десятилетия агрессивных устремлений в отношении Катара не демонстрировал — страны неплохо ладят и даже сотрудничают по практическим вопросам. Проблему представляет противостояние между Ираном и Саудовской Аравией, которое при неудачном стечении обстоятельств чревато военным конфликтом. В этом случае Доха может лишиться возможности добывать