ВЧ-мобиль – неосуществленный проект сороковых годов

АвтопилотАвто

Переменное напряжение

ВЧ-мобиль – неосуществленный проект сороковых годов

Иван Баранцев

Грузовой электромобиль Bleichert, переоборудованный в ВЧмобиль на опытном высокочастотном участке, проложенном между корпусами НАМИ. Очевидно, это первый вариант сети с проводкой в виде кабелей на фарфоровых изоляторах.

Современные пользователи предпочитают все беспроводное, особенно если это касается каких-то постоянных и необходимых действий, например подзарядки мобильного телефона. Так были созданы беспроводная зарядка и «пауэрбэнк», работающие по закону электромагнитной индукции. Если кто помнит, то в школе на уроках физики нам показывали опыты с двумя катушками проводов, где одна передавала электрическую энергию другой. Точно по такому же принципу в советском союзе пытались создать ВЧ-мобили – электромобили, способные ездить без аккумуляторов.

Георгий Ильич Бабат – автор идеи высокочастотного транспорта, которую ему так и не удалось довести до конца. Главной его заслугой остался метод высокочастотной закалки поверхностей стальных изделий, за который в 1943 году ему присудили Сталинскую премию.

В научно-популярных изданиях всегда любили писать про «транспорт будущего», и советский журнал «Техника – молодежи» не исключение. Если полистать номера середины сороковых годов, то можно встретить несколько статей с аббревиатурой ВЧТ, означавшей высокочастотный транспорт. Их автором или главным героем был инженер-электротехник Георгий Ильич Бабат.

Немецкий Auto Union – гоночный болид класса Гран-при. После войны в СССР из Германии привезли несколько экземпляров, история которых еще ждет серьезного исследования. Один из них попал в руки к Бабату, превратившему Auto Union в ходовую лабораторию.

Его биография известна только в общих чертах: выходец из еврейской семьи, родился в 1911 году в Житомире, в 1932 году окончил Киевский политехнический институт, затем работал инженером и заведующим лабораторией на электроламповом заводе «Светлана» в Ленинграде, параллельно преподавал в Ленинградском политехническом институте. В начале своей карьеры Бабат занимался преобразователями постоянного и переменного тока, а в 1934 году изобрел точечную конденсаторную электросварку, нашедшую применение в вакуумной технике. Следующее изобретение – метод высокочастотной закалки металла, причем Георгий Ильич предложил также и первые промышленные образцы закалочных установок с ламповыми генераторами. По этой же теме 19 июня 1941 года 30-летний Бабат успешно защитил докторскую диссертацию. Первые месяцы Великой Отечественной войны он оставался в блокадном Ленинграде и был эвакуирован с женой и дочерью в Москву только в январе 1942 года. Оставшиеся в Киеве родители погибли в Бабьем Яру. В столице Бабат работал на оборонных предприятиях – Московском электрозаводе, заводе №627 Наркомата электропромышленности и на Московском станкостроительном заводе имени Орджоникидзе.

Закрываю глаза и вижу

Именно на заводе имени Орджоникидзе Бабат в 1943 году начал первые опыты в области высокочастотного транспорта. В одном из цехов была построена экспериментальная трасса с подземной питающей сетью и к ней две тележки – ВЧ-кары, которые получилось привести в движение, передав энергию для электромоторов бесконтактным способом. Это делалось при помощи высокочастотного тока от закалочного генератора, то есть тока, меняющего свое направление много раз в секунду, а на самом ВЧ-каре устанавливался приемник – виток провода, в котором индуцировался ток, питавший электродвигатель.

Впрочем, идея была не нова. Использовать высокочастотный ток для транспорта еще в 1938 году предлагал академик Александр Александрович Пистолькорс, но он занимался воздушной сетью, поскольку видел в ней лишь альтернативу троллейбусным токоприемникам.

Бабат, наоборот, убрал провода под землю. Но первый опыт с ВЧ-карами оказался неудачным – при эксплуатации случались короткие замыкания в сети, изготовленной из ненадлежащих материалов, у завода забрали закалочный генератор, к тому же отпущенных Наркоматом станкостроения 100 тыс. рублей Бабату не хватило.

Кроме книги «Страна Пээф» Георгий Бабат опубликовал при жизни повести «Дорога» и «Утраченная вселенная», а также роман «Магнетрон». Остались неопубликованными роман «Король пустоты», комедия «Впечатлительные люди» и несколько рассказов.

Но Георгий Ильич был не только талантливым изобретателем, но еще и писателем, творившим в жанре научной фантастики. И эту грань своего таланта он тоже использовал. В 1944 году издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу Бабата «Страна Пээф», где он доступным языком рассказывал об электричестве, не забыв упомянуть и о своих идеях. К тому времени он мечтал не только о ВЧ-карах для заводских цехов, но уже и о ВЧ-мобилях для всей страны: «Я закрываю глаза и вижу широкие дороги будущего, пролегшие по нашей стране от Черного моря до Балтики, от Москвы до берегов Тихого океана. Под зеркальной гладью дорог помещены проводники, несущие токи высокой частоты. Невидимые, неосязаемые силовые линии электромагнитного поля колеблются над дорогой. Электромагнитная энергия разлита над ее поверхностью. Миллионы машин черпают движущую силу из этих рек электромагнитной энергии. Колонки для заправки бензином станут таким же редким явлением, как кормушки с овсом на современной автостраде».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Платон заводского производства Платон заводского производства

Как архитектор Ле Корбюзье с последователями привели Европу к ее нынешнему виду

Weekend
Шесть стадий брака: на какой из них находитесь вы? Шесть стадий брака: на какой из них находитесь вы?

Любовь, увлечение, страсть не могут длиться вечно, как бы этого не хотелось

Psychologies
Гонимая и ненагражденная Гонимая и ненагражденная

Почему Лиза Мейтнер так и не получила Нобелевскую премию

Знание – сила
Кто такой душный человек и как понять, что вы не один из них? Кто такой душный человек и как понять, что вы не один из них?

Почему в помещении с этими людьми словно исчезает весь кислород?

РБК
«Мишка на Севере» и «Аленка»: как и когда в СССР начали дарить сладкие новогодние подарки «Мишка на Севере» и «Аленка»: как и когда в СССР начали дарить сладкие новогодние подарки

Как в СССР появился вкусный праздничный обычай

ТехИнсайдер
Пропаганда насилия и кража образа Линдси Лохан. В чем обвиняли создателей GTA Пропаганда насилия и кража образа Линдси Лохан. В чем обвиняли создателей GTA

Скандалы вокруг серии игр Grand Theft Auto

СНОБ
Добыча золота травит ртутью тропических птиц. И не только птиц Добыча золота травит ртутью тропических птиц. И не только птиц

Ученые обнаружили самые высокие концентрации ртути у певчих птиц

ТехИнсайдер
Денежный поток Денежный поток

5 вариантов пассивного дохода, которые действительно помогут заработать

Лиза
E-SIM в часах: действительно ли она вам нужна E-SIM в часах: действительно ли она вам нужна

E-SIM действительно очень удобная функция, но так ли она нужна?

CHIP
Правила игры: как и зачем внедрять геймификацию в работу сотрудников Правила игры: как и зачем внедрять геймификацию в работу сотрудников

Как грамотно встроить элементы геймификации в систему мотивации персонала

Forbes
Как на годы продлить эффект от пластики: шпаргалка от хирурга Как на годы продлить эффект от пластики: шпаргалка от хирурга

Эти вещи нужно знать еще перед тем, как лечь под нож!

VOICE
Обязательный зимний набор автомобилиста Обязательный зимний набор автомобилиста

Вам когда-нибудь приходилось зимним утром выручать соседа?

4x4 Club
РМЖ: в партнерстве с врачом РМЖ: в партнерстве с врачом

Ключевые этапы диагностики и лечения РМЖ

Новый очаг
Излишняя скромность Излишняя скромность

7 неочевидных сигналов, которые выдают неуверенного человека

Лиза
Робот в аренду: как можно упростить автоматизацию бизнес-процессов Робот в аренду: как можно упростить автоматизацию бизнес-процессов

Что такое RPA-технологии и как их используют в бизнесе?

Forbes
Бизнес по-русски Бизнес по-русски

Arrizo 8 как симптом и символ

Автопилот
Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов

Особенности ухода за кожей в холодное время года

VOICE
Бытовые лайфхаки! Вот как можно использовать пустые пластиковые бутылки и контейнеры Бытовые лайфхаки! Вот как можно использовать пустые пластиковые бутылки и контейнеры

Как креативным образом улучшить экологию Земли

ТехИнсайдер
Банальность против зла Банальность против зла

Как Терренс Малик превратил пафос в киноязык

Weekend
Почему может чесаться кожа Почему может чесаться кожа

Если у вас чешется кожа, вариантов, что же происходит может быть множество

ТехИнсайдер
Не только ангина Не только ангина

17 причин белого налета в горле

Лиза
Не «Домострой», а детские сады: какой должна быть поддержка материнства Не «Домострой», а детские сады: какой должна быть поддержка материнства

Противопоставление материнства и работы не решат демографическую проблему

Forbes
Благородные, но такие разные Благородные, но такие разные

Почему цены на драгметаллы разнонаправлены

Деньги
Когда возникает «наука», или История понятия «science» Когда возникает «наука», или История понятия «science»

Развитие научного знания в Англии в XVII веке

Знание – сила
Стесняюсь спросить: главные мифы о лечении зубов Стесняюсь спросить: главные мифы о лечении зубов

Вместе с экспертом разбираем самые популярные мифы об уходе за зубами

Правила жизни
Как хранение одежды мешает или помогает нам стильно одеваться: советы экспертов Как хранение одежды мешает или помогает нам стильно одеваться: советы экспертов

Сортировка одежды в межсезонье — это не скучная рутина, а стратегическая игра

VOICE
Что такое «День жестянщика», когда он наступит и как к нему подготовиться Что такое «День жестянщика», когда он наступит и как к нему подготовиться

«День жестянщика»: что это за день и что нужно делать?

РБК
В одну черную, черную пятницу… В одну черную, черную пятницу…

Что такое синдром упущенной выгоды и как нас заставляют покупать ненужное

Лиза
Что такое настоящие инновации. 6 очень важных технологий в автомобилях Что такое настоящие инновации. 6 очень важных технологий в автомобилях

Современные автомобили становятся настоящими гаджетами на колесах

РБК
Ничего я не хочу: в чем причина хронической утомляемости и как с ней справиться Ничего я не хочу: в чем причина хронической утомляемости и как с ней справиться

Проверенные стратегии, которые помогут восстановить энергию и баланс в жизни

Правила жизни
Открыть в приложении