Дума предлагает повысить ограничение скорости в России.

АвтоМирАвто

Летайте как хотите?

Дума предлагает повысить ограничение скорости в России. Почему не надо этому радоваться?

Текст Алексей Лучников

Бывший замглавы Минтранса, а ныне руководитель думского комитета по транспорту Евгений Москвичев высказал мнение о необходимости повышения ограничения скорости на дорогах. По его словами, стоит подумать о том, чтобы за городом, где сейчас разрешено ехать со скоростью 90 км/ч, поднять планку до 100-110 км/ч. Вносить изменения в нормативные акты для этого не надо – действующие ПДД уже сейчас позволяют поднимать ограничения сверх установленных 60 км/ч в городе, 90 км/ч за его пределами и 110 км/ч на автомагистралях. Такое решение может принять владелец дороги, поэтому, строго говоря, ни от Госдумы, ни от правительства ничего не требуется. Но вот стоит ли это делать, большой вопрос.

Менять ограничение скорости на той или иной дороге в России может ее владелец или эксплуатирующее ведомство. Специальные законы для увеличения ограничения не нужны

Быстро – не значит безопасно

Как ни странно, мнения простых водителей на этот счет разделились. Одни считают, что это давно пора сделать, так как автомобили стали быстрее, умнее и безопаснее. Да и дороги, несмотря ни на что, становятся лучше. Другие же не без оснований полагают, что это приведет лишь к ухудшению ситуации. И факты на их стороне. То, что скорость – главный убийца на дорогах, не вызывает сомнений практически ни у кого из специалистов. Правда, если призвать на помощь официальную статистику, то она не поможет, так как вклад в аварийность превышения установленного ограничения скорости из года в год не превышает трех процентов. Однако это как раз тот случай, когда цифры необъективны, ведь выявить превышение скорости непосредственно в момент аварии без проведения специальных экспертиз невозможно. При этом изрядную долю аварий, произошедших вследствие несоблюдения дистанции, выезда на встречную полосу, проезда на запрещающий сигнал светофора, непредоставления преимущества в движении другим транспортным средствам и пешеходам, тоже можно в той или иной степени списать на излишнюю спешку: не хватило времени распознать опасность или расстояния, чтобы ее избежать. Ну а соотношение расстояния и времени, как мы прекрасно помним из школы, и есть та самая скорость движения.

Исследований влияния скорости на безопасность движения проведено множество. Наиболее авторитетные зарубежные источники утверждают, что вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия и тяжесть его последствий находятся в экспоненциальной зависимости от того, на какой скорости двигалось транспортное средство. Другие ученые добавляют, что повышение средней скорости движения на каждый 1 км/ч ведет к увеличению количества смертельных случаев на этом участке дороги на 4-5%. Наиболее критична ситуация с пешеходами, которым автомобиль, преодолевающий 80 км за один час, практически не оставляет шансов выжить. Об этом же свидетельствуют цифры: в России тяжесть последствий аварий (оценивается по количеству погибших в пересчете на 100 пострадавших), произошедших на загородных дорогах, где скорости ожидаемо выше, почти в три раза превышает этот показатель для населенных пунктов.

В последнее время принято говорить о своем, особом российском пути развития. В конце концов, какой русский не любит быстрой езды? Можно вспомнить и другие изречения классиков, характеризующих буйный нрав соотечественников. Увы, художественные образы конфликтуют с суровой правдой жизни. Законы физики границ и национальностей не признают, да и ездим мы все чаще на зарубежных автомобилях по дорогам, оборудованным по международным правилам. А потому не лишним будет заглянуть хотя бы к нашим соседям по европейскому континенту, чтобы узнать их мысли на этот счет. Мы с удивлением обнаружим устойчивую тенденцию к снижению скоростных лимитов.

Уже почти не осталось стран, которые разрешают двигаться в населенных пунктах быстрее 50 км/ч. На половине территорий некоторых городов (например, Амстердама) нельзя разгоняться более 30 км/ч, чтобы обезопасить пешеходов и велосипедистов. Все меньше безлимитных участков остается на знаменитых немецких автобанах. Да и там, где они есть, превышение рекомендованного правительством ограничения в 130 км/ч автоматически ведет к обвинению водителя в ДТП, если авария все же произойдет. Во Франции с 1 июля предельная скорость на обычных загородных дорогах снижается с 90 до 80 км/ч. Более того, власти этой страны порой идут на нелепые, на первый взгляд, меры. Например, на ряде участков было снято освещение. И все ради того, чтобы снизить уверенность водителей во владении ситуацией и тем самым заставить их сбросить скорость. Про повсеместно внедряемые искусственные неровности и прочие инженерные меры для успокоения движения большинство тоже слышали, а многие видели. Как бы там ни было, сегодня дороги Евросоюза почти в три раза безопаснее российских. Вы по-прежнему считаете, что мы слишком медленно ездим?

Поспешишь не насмешишь

Российские законы крайне лояльны к торопыгам, позволяя безнаказанно ездить на 20 км/ч быстрее, чем предписано правилами дорожного движения и дорожными знаками. При этом штрафы откровенно смехотворны на фоне опасности, которую представляют несущиеся две-три тонны металла, особенно для тех, кто не защищен железным каркасом – пешеходов, мотоциклистов, велосипедистов. Согласитесь, 250 рублей – вполне умеренная плата за удовольствие прохватить по городу 100 км/ч. Между тем, европейцы давно поняли, в чем корень зла, а потому поставили на службу безопасности закон. Например, в Швейцарии накажут за превышение скоростного лимита уже на 1 км/ч. И никто не будет с вами обсуждать погрешность полицейских радаров и спидометров. Размер штрафа тоже мало кого радует: суммы 2-3 тысячи евро за излишнюю спешку одинаково неприятны и чопорным британцам, и горячим итальянцам. Причем для того, чтобы расстаться с месячной зарплатой, вовсе не обязательно достигать «первой космической», а можно просто превысить ограничение на смешные по российским меркам 40-50 км/ч. Тем, на кого не действует штраф, могут предложить и тюремный срок.

Фото: Rafail/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru; Дмитрий Диваков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Социально опасные дети» «Социально опасные дети»

Колония, в которой содержались «малолетние преступники»

Дилетант
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу Брелок за $5 тыс.: чему бизнес может научиться у Лабубу

Лабубу-тренд: эффект сюрприза или ностальгия?

Inc.
Жизнь за стеной Жизнь за стеной

Фильм про страну, в которой тотальный контроль стал религией

Дилетант
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
Польский узел Польский узел

В 1980 году ситуация в Польше складывалась непростая...

Дилетант
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
Катай на здоровье Катай на здоровье

Как укрепить мышцы кора и натренировать стабилизацию

ЖАРА Magazine
Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять» Екатерина Глухарева: «Банки видят уязвимости бизнеса и помогают их исправлять»

Директор по рискам «Точка банк» — о видах атак мошенников на малый бизнес

Ведомости
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Открыть в приложении