Актуальная тема
Кризис – всё?
Продажи автомобилей уверенно растут, новые модели выходят на рынок, а старые – возвращаются. Так стоит ли сейчас покупать машину или пока еще есть, чего ждать?
Три года всевозможные эксперты и аналитики российского автопрома и автобизнеса развлекались тем, что щупали дно кризиса. То есть пытались понять, будет еще хуже или нет. Мы регулярно слышали реплики вроде «дно пройдено», но потом обязательно находилось второе, третье, четвертое… И вот, похоже, это развлечение наконец закончилось. Потому что теперь из уст топ-менеджеров слышно совсем иное.
«Мы преодолели кризис!» – коротко и гордо заявил на днях Жером Панно, коммерческий директор «Renault Россия». Конечно, это «мы» касалось компании Renault, у которой за 7 месяцев 2017 года продажи выросли на 17,4%. Но в принципе три жизнеутверждающие слова спокойно можно отнести и ко всему нашему авторынку.
«В целом на рынке настроение однозначно приподнятое, такие же ожидания на остаток года», говорит Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). АЕБ даже собирается изменить свой прогноз на 2017 год.
Изначально Ассоциация ждала роста на уровне 4%. Теперь же совершенно реальными кажутся и 7% роста, предсказанные зимой специалистами PwC. А может, рынок окажется даже еще бодрее? По крайней мере, результаты по итогам 8 месяцев круче даже этого прогноза. Продажи новых автомобилей с января по август выросли на 9,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Российский рынок новых легковушек вырос в августе на 16,7 %
И вот что важно – рост наконец стали демонстрировать не премиум-бренды, а массовые. «Люкс» хорошо себя чувствовал и в кризис – богатые покупатели не страдали от экономических неурядиц, по крайней мере, страдали не так, как «середнячки». Возможно, они не покупали яхты, но в мелочах вроде новых «крузаков» или S-Класса себе не отказывали. А массовый сегмент просел с 2015 года очень сильно. И именно он теперь растет.
Мы искренне рады за этот самый абстрактный массовый сегмент. Потому что рост для него – это возможность привезти в Россию новые модели, вернуть те, что вывели в кризис. И этот процесс уже начался. Так, Nissan снова продает Juke. А, например, Citroёn готовится привезти совершенно новый компактный кроссовер C3 Aircross – абсолютно европейскую по духу модель, которую в разгар кризиса французы бы точно не отважились предложить россиянам.
Рост продаж автомобилей массового сегмента означает рост конкуренции в нем. То бишь скидки, специальные акции и выгодные предложения перестанут быть воспоминанием. Рост продаж массовых автомобилей неизбежно повлияет на банки, у которых обострится конкуренция за заемщиков, и на страховые компании – больше новых машин, значит, больше страховок! Оживление в этих сегментах мы уже видим. Здорово!
Надолго ли это счастье?
Но куда же без традиционной ложки дегтя? Без подвоха не бывает. Перспективы российского авторынка – даже самые краткосрочные – неразрывно связаны с макроэкономической ситуацией в стране. Сейчас она выглядит стабильной, но далеко не все эксперты уверены в том, что стабильность будет длительной.
Помните, в начале года экономисты Минфина говорили, что цена рубля завышена и национальную валюту надо девальвировать на 10%? По никому достоверно не известным причинам до сих пор рубль не «уронили». Но если власти решатся на резкое понижение курса рубля в этом году, то в начале зимы нас ждет очередной шок. Девальвация на 10% означает, что на наши зарплаты мы сможем купить на 10% меньше еды и одежды, на самое необходимое придется расходовать ощутимо больше. А следом и автомобили подорожают.
Может, конечно, до Нового года нас трясти не станут, а падение рубля произойдет в следующем. Все равно неприятно. Но кто предупрежден – тот вооружен. Если мы знаем, что шансов купить автомобиль скоро может стать меньше (и покупательская способность зарплат упадет, и автомобили подорожают), то стоит использовать нынешнюю благоприятную ситуацию для приобретения машины.
Сейчас у вас есть возможность обновить автомобиль? Ей обязательно стоит воспользоваться. Покупая за наличные, вообще нечего сомневаться. С кредитом чуть сложнее. Кредиты по госпрограммам, которые могут закончиться, – да, это выгодно именно сейчас, а ждать как раз рискованно. «Просто» автокредиты, пожалуй, не стоит бездумно хватать – поговаривают о возможном снижении ключевой ставки ЦБ в ближайшие недели. Снижение ставки сделает кредиты ненамного, но дешевле.
При этом откладывать покупку автомобиля, ожидая «черных времен», точно не надо. Аналитики «Центра развития» НИУ «Высшая школа экономики», которые обычно очень аккуратны в позитивных прогнозах, сейчас заверяют, что «нового спада в России в ближайшие семь лет не ожидает никто».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl