Право
Колесные советы
В канун традиционной сезонной переобувки напомним основные правила, которые позволят пережить зиму без потерь для нервов и кошелька
Правила использования автомобильных шин в последнее время претерпели ряд изменений. Итак, требования к шинам содержатся в двух документах – техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. К сожалению, между собой они никак не взаимоувязаны, что нередко порождает путаницу. Принципиальная разница между ними для автовладельцев заключается в том, что за нарушение требований Основных положений могут оштрафовать, поскольку в Административном кодексе есть соответствующая статья (часть 1 статьи 12.5). А вот исполнение львиной доли регламента закон никак не контролирует, из-за чего он остается, по сути дела, рекомендательным.
Начнем с самого главного вопроса: обязательны ли зимние шины в соответствующий период? Однозначный ответ на него есть только в приложении 8 к техническому регламенту: «запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль)». Сразу же смотрим упомянутый пункт и находим в нем минимально допустимую для зимних шин высоту протектора, которая составляет 4 миллиметра. Если у покрышек имеется индикатор износа, ориентироваться надо на него. В отличие от обязанности иметь зимние шины, требования к протектору продублированы в Основных положениях. В результате получаем парадокс: за отсутствие зимних шин штрафовать права не имеют, а вот если они есть, но протектор изношен сильнее положенного, водителю грозит 500-рублевый штраф. Возможно, в этом есть определенная логика, ведь в ряде регионов нашей огромной страны вполне можно обойтись и без зимних колес.
Имеются в обоих документах и другие требования, которые, хотя и сформулированы по-разному, но говорят об одном и том же: на одной оси шины должны быть одинаковыми не только по размеру, но и по типу, предназначению, конструкции, рисунку протектора. Все это призвано обеспечить управляемость и курсовую устойчивость автомобиля, а также более предсказуемое поведение на неоднородном дорожном покрытии. Той же цели служит обязательное условие использования ошипованных шин одновременно на всех колесах. Иными словами, если уж решились на использование «шиповок», то обувайте в них сразу все четыре колеса.
Любопытно, что если техрегламент требует выполнения рекомендаций автопроизводителя по индексам нагрузки и скорости, то Основные положения контролируют только несущую способность (индекс нагрузки). Разумеется, запрещена эксплуатация поврежденных шин. «Точка невозврата» – разрушение корда, который создает силовую структуру покрышки. Во избежание разрыва колеса на высокой скорости, когда, с одной стороны, колесо испытывает максимальные нагрузки, а с другой, последствия могут быть особенно драматичными, такие колеса лучше даже не пытаться ремонтировать. Грыжи и отслоения – тоже стопроцентный диагноз для колеса, постановка которого оставляет единственный путь – в утиль. И не слушайте шиномонтажников и соседей по гаражу, уверяющих, что можно починить и поставить на заднюю ось, оставить в качестве запаски и тому подобное – цена надежды на «авось» может быть слишком высока.
И наконец напомним, что если вы эксплуатируете шипованные шины, не забудьте наклеить на заднее стекло соответствующий опознавательный знак – букву «Ш» в красном треугольнике. Да, это очевидный пережиток прошлого, который не несет какой-либо смысловой нагрузки. Тем не менее, такое требование в Основных положениях есть и за его невыполнение водителю грозит штраф в размере 500 рублей.
Рубли на километры
Автовладельцы любят экспериментировать с размерностью шин, о чем, в частности, свидетельствуют результаты мониторинга автомобильных интернет-форумов. Цели разные – от улучшения дизайна до получения желаемых эксплуатационных характеристик: плавности хода, проходимости, экономичности, уровня шума и прочего. Законодательство же требует использовать шины строго того размера, который рекомендован заводом-изготовителем автомобиля. И здесь мы полностью встаем на сторону автопроизводителя. Прежде всего, оптимальный размер определен исходя из сопоставления множества факторов и подтвержден сотнями километров полигонных и натурных испытаний. Отступление от заводских рекомендаций может повлиять на работу ходовой части и при неблагоприятном стечении обстоятельств стать причиной отказа дилера в исполнении гарантийных обязательств. Но есть еще один немаловажный аспект, про который часто забывают: изменение размерности шин довольно ощутимо сказывается на точности измерения пройденного расстояния и, следовательно, скорости. Увеличение высоты профиля шины всего на 1 сантиметр (например, при изменении популярной размерности 225/45 на 225/50) приводит к тому, что спидометр начинает уменьшать показания почти на 10%. Если вы привыкли ездить на пределе существующих скоростных ограничений, этого достаточно, чтобы получить штраф.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl