Право
Камерный театр
О камерах фотофиксации водителя должны предупреждать. Почему же, несмотря на «гласность», мы до сих пор получаем «письма счастья»?
То, что автоматические камеры, фиксирующие нарушения правил дорожного движения, позволяют организовать довольно прибыльный бизнес, окупаемости инвестиций в который могли бы позавидовать даже воротилы мирового капитала, ни для кого не секрет. Не веря свалившемуся на них счастью, многие руководители российских регионов, бюджеты которых пополняют штрафы, даже забыли, что наказание нарушителей – это не цель, а лишь средство профилактики новых правонарушений. А раз так, то камера не должна быть незаметной. О ней надо предупреждать, причем делать это заблаговременно, ведь это заставит водителей соблюдать требования ПДД не только непосредственно под объективом, но и на подъездах к камере. Но это в теории. На практике же все оказалось несколько сложнее. Давайте разбираться, каким образом российское законодательство регулирует этот вопрос.
Дорожный знак, получивший номер 8.23 и название «Фотовидеофиксация», появился в ПДД не так давно – 4 года назад, но изображение в виде фотокамеры уже хорошо знакомо всем водителям. Почему же, несмотря на предостережения, мы продолжаем получать «письма счастья»? Оказывается, что табличка предупреждает не о каждой камере. По задумке протолкнувших поправку в ПДД чиновников, информация о съемке должна быть привязана к определенному ограничению. Поэтому-то и был выбран формат так называемого «знака дополнительной информации», который по своему предназначению может применяться только совместно с другими дорожными знаками, уточняя их действие. Например, если установлено ограничение скорости, которое контролируется автоматической камерой, предупреждение об этом должно быть совмещено со знаком, которым как раз и вводится лимит. Решили фотографировать нарушителей, выезжающих на выделенную полосу, – будьте добры дополнить соответствующей табличкой знак, указывающий полосу для маршрутных транспортных средств.
Но ведь не все ограничения вводятся дорожными знаками. Иногда они могут быть обусловлены статусом дороги или места, через которое она проходит. Например, все знают, что общее ограничение скорости в городе – 60 км/ч. Для этого нет необходимости устанавливать знаки «60», а лишь достаточно проинформировать водителя о том, что он находится в населенном пункте, установкой соответствующего дорожного знака 5.23.1 с названием города или поселка на белом фоне или знака 5.23.2 (на нем, если кто не помнит, изображен силуэт города). Однако с этими знаками дополнительная табличка не применяется – стандарт не предусматривает. Как раз для таких случаев в «запасе» у ПДД имеется дорожная разметка 1.24.3 со схематичным изображением фотокамеры. Беда в том, что разметка – вещь в наших условиях крайне непрактичная: она может стереться, загрязниться или просто остаться не замеченной водителем.
Еще одна причина, по которой мы можем не обнаружить предупреждения о камере, – использование передвижных и мобильных устройств автоматической фиксации. Требование заблаговременно информировать о ведущейся съемке касается только стационарных систем, а о камерах на треногах, весьма распространенных как на трассах, так и в населенных пунктах, власть деликатно умалчивает. Впрочем, всемирного заговора искать здесь не надо, так как просто практически невозможно каждый раз согласовывать установку знака, когда камера меняет свою дислокацию. В общем, из этого надо сделать вывод о том, что единственная гарантия от попадания в сферу интересов автоматического фотографа – неукоснительное соблюдение ПДД, как бы пафосно это ни звучало.
Впрочем, ситуации случаются и прямо противоположные. Например, едете вы себе по дороге, не обращая внимание на спидометр, но заметили знак, предупреждающий о приближении к камере. Однако сбавить скорость по тем или иным причинам не успели или не захотели. Тем не менее, несмотря на худшие предчувствия, требования об уплате штрафа по почте вы так и не дождались. Оказывается, что по действующим нормам не каждый знак или разметка «Фотовидеофиксация» информируют о реальной камере. Согласно ПДД они сообщают, что на данном участке дороги автоматическая фиксация правонарушений лишь может вестись, но вовсе не факт, что ведется. Камера может не работать или вместо нее может быть установлен муляж, но знак все равно будет присутствовать. Увы, достоверно мы это узнаем только получив или, наоборот, не получив «письмо счастья».
На подсказку не рассчитывай
Наиболее продвинутые автомобилисты научились узнавать о наличии камер и без всяких стараний со стороны дорожников. На помощь, как водится, пришел научно-технический прогресс и китайские (реже – корейские) производители электроники, заполонившие отечественный рынок специальными устройствами, получившими название радар-детекторов (раньше их еще называли антирадарами, хотя технически это неверно). Никаких препятствий для их использования российское законодательство не устанавливает, за исключением, разве что, запрета размещать предметы, ограничивающие обзорность с места водителя. Справедливости ради заметим, что случаи привлечения кого-то за это к ответственности нам не известны. Но вот если вы путешествуете на машине за рубеж, с верным помощником придется расстаться, поскольку законами цивилизованных стран использование подобного оборудование запрещено под угрозой крупного штрафа и конфискации. Причем неважно, используете вы его или нет – одного факта наличия его в машине достаточно для наказания. Как показывает практика, спрятать радар-детектор в бардачок или багажник – не самый лучший вариант. У иностранных пограничников и полицейских вблизи российской границы глаз на подобные устройства наметан: след от присоски на ветровом стекле – верный признак, что автомобилю и его багажу следует уделить повышенное внимание.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl