Автоправо
Электронное ОСАГО: от монитора за руль
С 1 января в России страховые компании переходят на выдачу электронных полисов ОСАГО. Но не пугайтесь: это вовсе не значит, что приобрести «автогражданку» по-старинке будет нельзя.
Проблема дефицита полисов обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев остается актуальной для многих российских регионов. На самом деле эта ситуация создана искусственно, а сетования страховщиков на якобы недостаток бланков – лукавство.
Все дело в том, что продавать полисы ОСАГО страховым компаниям в последние годы стало невыгодно, поэтому они и создают искусственный дефицит, чтобы повысить прибыльность своего бизнеса продажей навязанных услуг: хочешь полис сразу – купи заодно страховку от несчастного случая или от затопления квартиры соседом сверху. Тем, кто не соглашается на навязанные услуги, предлагают занять с вечера очередь в офис для того, чтобы на следующий день, если повезет, получить заветную бумажку. Причем проблема приобрела без преувеличения всероссийский масштаб, вследствие чего все инстанции оказались завалены жалобами от автовладельцев, которые, имея машину, не имеют возможности ей распоряжаться под угрозой быть оштрафованными. Это заставило чиновников придумывать выход из сложившейся ситуации.
И выход был найден в предоставлении гражданам возможности приобретения полисов ОСАГО непосредственно на сайте страховой компании. Для этого еще летом были внесены изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», предусматривающие обязательное предоставление такой возможности всеми без исключения игроками рынка автогражданки. По мнению идеологов нововведения, новая система позволит автомобилистам беспрепятственно заключить договор страхования в любой момент, даже не выходя из дома и без отстаивания очередей и траты денег на ненужные страховые продукты.
Чтобы оформить электронное ОСАГО, необходимо заполнить на сайте страховой компании заявление, указать сведения об имеющихся документах (либо приложить их отсканированные копии) и уплатить страховую премию с использованием банковской карты, онлайн-банкинга или с помощью электронного кошелка.
Стоимость электронного полиса та же, что и у привычного бумажного документа. А чтобы у автовладельца не возникало искушения сэкономить, указав в электронном заявлении недостоверные сведения, например, завысив себе водительский стаж или утаив факты наличия страховых случаев, закон предусматривает санкции в виде взимания с обманщика вырученной разницы, а также перекладывания на его плечи выплат, произведенных по страховым случаям, если таковые будут иметь место в данном периоде страхования.
К сожалению, хитрецы есть не только среди потребителей страховых услуг, но и в числе самих страховщиков. Поэтому, находясь на грани рентабельности по страхованию ОСАГО, многие страховые компании будут до последнего сопротивляться введению электронного полиса ОСАГО, который не позволяет навязать дополнительные услуги. Хотя в некоторой степени электронный полис все же выгоден и им, ведь переход на электронный документооборот позволит сократить операционные затраты на содержание офисов. Тем не менее, искушение заволокитить идею есть у многих страховщиков, особенно в удаленных районах, где наиболее крупные игроки рынка часто оказываются монополистами.
Чтобы этого не произошло, Центробанк, являющийся регулятором страхового рынка, подготовил требования к работе сайтов страховых компаний. Чтобы страховщики не ссылались на проблемы с «висящим» по независящим от них причинам сайтами или проблемы со связью, им предписано заранее информировать потенциальных клиентов о предстоящих профилактических работах. Если этого не сделано, то общее время неработоспособности сайта не должно превышать 30 минут в сутки. Иными словами, отсутствие возможности оформить электронный полис в течение получаса – это повод пожаловаться на страховую компанию в Центробанк. Санкции банкиры обещают самые суровые – вплоть до отзыва лицензии. Как будет работать эта система и решит ли она проблемы приобретения полиса ОСАГО, покажет время.
Возите с собой распечатку
Вообще-то электронные полисы ОСАГО на самом деле законодательно были введены в обращение два года назад. При этом до 1 января 2017 года они не являлись для страховщика обязательными, а потому такие услуги предоставляли лишь считанные единицы страховых компаний. Такая система не очень-то выгодна большинству страховщиков, работающих в регионах.
Приобрести электронный полис можно было только в случае продления ранее выданного договора на последующий срок. А оформить его на вновь приобретенный автомобиль вообще было нельзя. Тем не менее, некоторое количество автовладельцев умудрились-таки заключить договор ОСАГО в электронном виде, а потому появился закономерный вопрос: как быть, если владельца такого полиса останавливает сотрудник полиции. Этот же вопрос возникнет и у тех, кто воспользуется услугой после Нового года. Однако в Правилах дорожного движения ответ на этот вопрос мы не нашли.
Пробел восполнил сам закон об ОСАГО: «Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа и передавать соответствующий документ для проверки сотрудникам полиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl