Какие глобальные тренды в 2022 году могут влиять на выбор продуктов питания

АгроинвесторБизнес

Потребители меняют ориентиры

Какие глобальные тренды в 2022 году могут влиять на выбор продуктов питания

Татьяна Кулистикова

Shutterstock

Даже после окончания пандемии и снятия всех ограничений поведение потребителей не вернется к модели 2019 года, поскольку произошли слишком радикальные изменения. Бизнесу необходимо как можно быстрее меняться и приспосабливаться к новым привычкам и предпочтениям покупателей, если они хотят остаться на рынке и не потерять свои позиции.

Международная исследовательская компания Euromonitor International опубликовала очередной доклад, представив десять глобальных трендов, которые будут влиять на потребительский рынок в 2022 году. Если в 2021-м основными факторами были приспособляемость и устойчивость к внешним воздействиям, то в этом потребители активно возвращаются на рынок и начинают действовать в соответствии со своими новыми привычками, которые сформировались в период пандемии COVID-19, отмечают аналитики. С одной стороны, это заставляет компании подстраиваться под них, с другой — дает возможность воспользоваться новыми тенденциями.

Опрошенные «Агроинвестором» эксперты и участники рынка неоднозначно оценивают представленные тренды с точки зрения их актуальности для России. Они напоминают, что в нашей стране есть и более весомые факторы, определяющие поведение потребителей, в частности располагаемые доходы. Хотя какие-то из этих глобальных трендов, безусловно, уже вошли в нашу жизнь.

Первым трендом Euromonitor International считает поиск альтернатив для товаров, которые оказались недоступны из-за глобального сбоя поставок, а также ослабление лояльности к привычным брендам и готовность заменять их другими. В частности, речь идет о выборе продукции местных производителей для снижения рисков сбоя в поставках. Следующим потребительским трендом аналитики называют рост обеспокоенности изменением климата. Согласно опросу Euromonitor International, 67 % потребителей стремятся уменьшить свое воздействие на окружающую среду, сокращая объемы мусора и парниковых выбросов в атмосферу. С этим трендом связан еще один — ответственное потребление.

Важной тенденцией аналитики назвали также рост цифровизации старшего поколения — людей в возрасте от 60 лет, которые все активнее осваивают сервисы онлайн-покупок. Другой тренд — «движение к метавселенной»: вовлеченность людей в 3D и виртуальные технологии, рост числа сетевых развлечений и развитие виртуальной социальной среды.

Следующей важной тенденцией аналитики считают повышение финансовой грамотности и контроля за деньгами, а также рост числа инвесторов-любителей благодаря развитию финтех-приложений и доступности информации для принятия решений о вложениях. Еще один тренд, ставший результатом продолжительных локдаунов и стресса на фоне пандемии, — стремление людей к пересмотру своих жизненных ценностей и балансированию работы и личной жизни. С ним так или иначе связан тренд формирования сегмента «сельских горожан»: все больше людей предпочитают удаленную работу и жизнь за городом, но при этом они не хотят терять привычный уровень комфорта, доступные услуги и развитую инфраструктуру. Повышение внимания потребителей к себе, забота о себе, проявившиеся во время пандемии, будут влиять на спрос к персонализированным продуктам и услугам — это еще один тренд 2022 года.

Также большое влияние на потребительский рынок в этом году может оказывать так называемый парадокс социализации. Постепенное ослабление COVID-ограничений люди воспринимают по-разному, и если одни готовы контактировать так же, как в «допандемийной» жизни, то другие по-прежнему стараются соблюдать социальную дистанцию и меры предосторожности. «Традиционным бизнес-моделям брошен вызов, — резюмируют аналитики Euromonitor International. — В сегодняшнем мире сохранение лояльности бренду вовсе не обязательно будет основано на прошлых привычках. Бизнесу необходимо как можно быстрее меняться и приспосабливаться к новым потребительским предпочтениям».

Онлайна будет больше

Все десять трендов, которые выделяет Euromonitor International, неминуемо придут в нашу жизнь, вопрос — в какой степени, считает главный аналитик группы «Черкизово» Рустам Хафизов. Если говорить о Москве и крупных городах, то развитие финансовой грамотности, ответственное потребление и выход старшего поколения в онлайн активно практикуются уже сегодня. «Несомненно, к этому тренду подтянутся и регионы, но пока неясно, насколько скоро», — говорит он.

В том или ином виде абсолютно все представленные в обзоре тренды проявляются в поведении российских покупателей — что-то в большей, что-то в меньшей степени, считает директор департамента продаж агрохолдинга «Эко-культура» Анна Суворова. «В последние годы мы наблюдаем динамичные изменения в привычках и поведении российских покупателей, при этом предпочтения разных категорий потребителей могут очень существенно отличаться», — отмечает она.

Потребительские тенденции, которые принесла России пандемия, внушают оптимизм, оценивает директор по маркетингу «АФГ Националь» Елизавета Богданова. Люди начали больше заботиться о здоровье, разбираться во влиянии на него факторов окружающей среды и потребляемых продуктов питания, стали относиться ответственнее к своему образу жизни, своему времени, любить и уважать себя и свой организм, перечисляет она.

Больше половины из перечисленных трендов так или иначе связаны с развитием интернета, с вовлечением в разнообразные онлайн-активности все большей доли населения. Этот тренд актуален для подавляющего большинства стран, в том числе для России, отмечает руководитель Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка Андрей Дальнов. «Интернет дает возможность учиться, общаться, находясь далеко друг от друга; жить за городом, не теряя офисную работу, и искать новый баланс работы и личной жизни, — комментирует он. — Но, конечно, главное с точки зрения потребительских трендов то, что интернет стремительно развивается как канал продаж, полноценно конкурирующий с ретейлом и индустрией гостеприимства (HoReCa)».

Depositphotos

По оценке ЦОЭ, доля онлайн в торговле продовольствием составляет около 2%, но в ближайшие пять лет может вырасти до 10 %. Таким образом, по значимости он может сравниться с HoReCa, где оборот составляет около 2 трлн руб. Если влияние пандемии на повседневную жизнь в этом году будет ослабевать, то рост интернет-торговли может замедлиться, продолжает Дальнов. «Сложно согласиться с аналитиками Euromonitor International, что это тренд именно 2022-го. Это скорее долгосрочный тренд, который будет приводить ко все бол́ ьшим изменениям на продовольственном рынке», — уточняет он.

Гендиректор группы «Продо» Вадим Долгов считает наиболее актуальным для России тренд признания значимости альтернативных каналов покупки товаров. «В нашей стране идет активное освоение онлайн-пространства как с точки зрения покупок, так и для получения различных услуг. Однако настоящим трендом за последние два года это стало для крупных городов, — говорит он. — В российских мегаполисах уровень онлайн-торговли и услуг вышел на принципиально новый рубеж, и этот процесс будет продолжаться в ближайшие годы».

По словам Долгова, группа «Продо» одной из первых среди производителей птицы и мясопереработчиков в марте-апреле 2020 года начала активно осваивать дистанционную торговлю. «В результате у наших брендов сегодня высокая представленность во всех крупнейших онлайн-магазинах, и продажи этого направления растут усиленными темпами уже почти два года подряд, — доволен он. — Я считаю это направление одним из наиболее перспективных для развития в ближайшее время, поскольку даже полное снятие всех пандемийных ограничений не вернет в офлайн-магазины тех, кто уже оценил плюсы дистанционных покупок».

Пандемия повысила интерес потребителей к фасованной продукции и к альтернативным каналам покупок: онлайн-сервисами пользуется все больше людей, вторит ему Суворова. Покупать уже упакованные продукты удобнее и быстрее, а самое главное — это безопасно. Их лишний раз никто не трогает, не перебирает, на них не оседает пыль: покупатель получает продукт, защищенный от механического и другого воздействия, поясняет она. Поскольку все больше людей в разных городах регулярно пользуются экспресс-доставкой, то востребованность фасованной продукции увеличивается. «В последние два года мы активно расширяем взаимодействие с альтернативными каналами продаж, наши поставки в адрес специализированных сервисов экспресс-доставки и интернет-площадок торговых сетей выросли в несколько раз», — отмечает она.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дублер начинает действовать Дублер начинает действовать

Авторынок выбирает параллельный импорт

Деньги
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Марго Робби Марго Робби

Ни одна из голливудских актрис не будоражит наши чувства так, как Марго Робби

Playboy
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий» Юлия Пересильд: «Для меня первичен даже не персонаж, а сценарий»

Юлия Пересильд о том, стоит ли бояться ИИ и какие фильмы любит пересматривать

Ведомости
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Эксперты: для здоровья лучше пить чай с шоколадом, нежели чем вино! И вот почему Эксперты: для здоровья лучше пить чай с шоколадом, нежели чем вино! И вот почему

Сочетание щоколада и чая обладает мощными антиоксидантными свойствами

ТехИнсайдер
Время собирать камни Время собирать камни

Стоит ли вкладывать деньги в природные бриллианты?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Александр Талыпов: «Риск получения тяжёлой черепно-мозговой травмы значительно выше при падении на затылок и ударе в область виска» Александр Талыпов: «Риск получения тяжёлой черепно-мозговой травмы значительно выше при падении на затылок и ударе в область виска»

Как понять, насколько пострадал упавший человек? Какие бывают травмы головы?

Здоровье
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Популяризация свинины Популяризация свинины

Что поможет увеличению потребления свинины

Агроинвестор
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Нос к носу Нос к носу

Дочка и папа. Актриса и художник. Двойное интервью Сергея и Маши Цигаль

Afternoon Seasons of life
Открыть в приложении