Не строить, а модернизировать
Птицеводческой отрасли нужны новые инвестиции в действующие производства
Ситуация с ростом цен на мясо птицы и яйца во второй половине 2023 года привела к появлению новых мер поддержки данных секторов. Теперь компании могут привлечь льготные кредиты на строительство, реконструкцию и модернизацию мощностей. И хотя проекты возведения птицекомплексов в России еще планируются, эффективнее было бы не строить предприятия в чистом поле, а обновлять уже работающие устаревшие хозяйства. Это помогло бы повысить биобезопасность отрасли, а также увеличить объемы выпуска продукции, как того просит государство.
осле ажиотажа осенью прошлого года на рынке мяса птицы и яиц в правительстве заговорили о наращивании объемов производства этих видов продуктов, в том числе за счет строительства новых предприятий. Чтобы привлечь деньги в отрасль, с 2024 года в список направлений целевого использования инвестиционных и краткосрочных кредитов в рамках льготного кредитования было включено и птицеводство. В частности, на поддержку можно рассчитывать при строительстве, модернизации и реконструкции комплексов, предназначенных для бройлерного производства кур (на срок займов от двух до восьми лет), при возведении предприятий яичного направления (от двух до 15 лет), приобретения оборудования для тех и других, а также при покупке сельхозтехники для бройлерных производств (от двух до пяти лет).
Новые меры поддержки птицеводческого сектора, по расчетам Минсельхоза, должны дать результат уже по итогам этого года. Агроведомство прогнозирует рост объемов выпуска куриных яиц и мяса. Об этом в конце зимы сообщал замминистра сельского хозяйства России Максим Увайдов. По его словам, в отрасли реализуется несколько новых инвестиционных проектов, которые только по мясной продукции могут дать прибавку не менее 2 %.
Сокращение было незначительным
По итогам 2023 года российское птицеводство впервые не продемонстрировало положительной динамики в производстве. Однако снижение объема выпуска мяса составило лишь 8,6 тыс. т, обращает внимание гендиректор Национального союза птицеводов (НСП) Сергей Лахтюхов. «Для понимания: среднесуточный убой птицы, например, в декабре прошлого года составил 19,4 тыс. т», — приводит пример эксперт. Иными словами, цифра сокращения объема выпуска мяса птицы за весь прошлый год менее чем в 10 тыс. т для рынка совсем незначительная. Всего за 2023-й произведено свыше 7 млн т продукции (в живом весе), подсчитал Росстат.
Согласно информации «Центра Агроаналитики» при Минсельхозе, мировое производство мяса бройлера в прошлом году составило почти 102,4 млн т. На Россию в этом объеме пришлось 5,2 %. По словам руководителя центра Дмитрия Авельцова, данная отрасль в последнее десятилетие динамично развивалась как в глобальном масштабе, так и внутри России. В ближайшие годы основное увеличение объемов выпуска мяса в мире все также будет происходить за счет птицеводческого сектора, добавляет Лахтюхов, ссылаясь на прогноз ФАО. В России ожидаются такие же тенденции.
Яичный сегмент, несмотря на прошлогоднюю панику по поводу сокращения производства и удорожания продукции, за 12 месяцев 2023-го все-таки продемонстрировал рост. Из данных Росстата следует, что за январь — декабрь во всех хозяйствах России было выпущено более 46,6 млрд яиц, что на 1,2 % больше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом в сельхозорганизациях производство увеличилось на 1,9 %, до 38,4 млрд шт.
Отечественное птицеводство в прошлом году столкнулось сразу с несколькими отрицательными факторами, комментирует гендиректор информационно-аналитического агентства Emeat Любовь Савкина. Во-первых, на снижение производства повлияла напряженная обстановка на приграничных территориях страны — в регионах, где расположены крупные птицефабрики (ущерб в результате обстрелов и т. д.), говорит она. Так, согласно информации Росстата, в Белгородской области, крупнейшем регионе — производителе мяса бройлера, объем выпуска мяса птицы сократился сразу на 5,6 %.
Во-вторых, продолжает эксперт, на фоне высокой импортозависимости резко поднялась себестоимость — это касается выращивания как цыплят-бройлеров, так и кур-несушек, а также других видов птицы (индейки, утки). Рост курса валют увеличил стоимость импортного оборудования и запчастей, используемых в отрасли, более чем на 30 %. «Свой вклад в повышение затрат внесли параллельный импорт и логистика: начиная от закупаемых за рубежом инкубационного яйца, кормовых ингредиентов и вакцин и заканчивая расходами на транспортировку продукции птицеводства до потребителя, — отмечает она. — Еще одним важным фактором увеличения себестоимости стал кадровый дефицит, который вынудил руководство агропредприятий пойти на увеличение зарплат, чтобы привлечь работников на производство». Помимо прочего, свой негативный вклад внесли такие факторы, как рост потребления мяса птицы, повышение ключевой ставки Центробанка до 16 %, а также неблагоприятная эпизоотическая ситуация, добавляет Савкина. По данным Россельхознадзора, в 2023 году в России было зафиксировано 75 вспышек высокопатогенного гриппа птиц в 29 регионах страны.
Улучшить биобезопасность
В I квартале 2024 года в производстве мяса птицы пока отмечается негативная динамика, следует из данных Росстата. В живом весе объем выпуска продукции за январь — март сократился на 0,3 % как во всех хозяйствах, так и в сельхозорганизациях, составив 1,7 млн и 1,6 млн т соответственно (по сравнению с январем — мартом 2023-го). Общее производство яиц уменьшилось на 2,1 %, до 10,8 млрд шт.
По итогам этого года какого-либо прорывного роста в отрасли не ожидается, говорит эксперт рынка мяса Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Анна Кудрякова. Летом возможно традиционное снижение поголовья у отдельных производителей, когда будет сокращаться плотность посадки птицы в силу погодных условий. Сохраняются и эпизоотические риски, и сложности с поставками инкубационного яйца. Все это может отрицательно отразиться на работе сектора во втором полугодии, предупреждает она.