Хранить нельзя переработать
Новый закон обещает единое трактование статуса отходов животноводческой отрасли
Аграрии могут наконец-то получить закрепленную законом возможность использовать побочные продукты животноводства — навоз и помет — в сельхозпроизводстве без каких-либо препятствий в виде административных барьеров. Принятие данного решения создаст условия для развития нового рынка органических удобрений, избавит агропроизводителей от излишних затрат и поможет нарастить использование органических удобрений в растениеводстве.
Законопроект, позволяющий использовать продукты жизнедеятельности животных в виде удобрений, поступил в Госдуму в конце прошлого года. Новый документ поможет сформировать спецрегулирование обращения с навозом и пометом, приведет к единому трактованию статуса отходов животноводства на всех уровнях законодательства, исключит лицензирование. Согласование проекта затянулось, и еще в начале февраля председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отмечала, что проблема требует немедленного решения — предприятия страдают от многомиллиардных штрафов, выставленных за накопленный навоз и помет. По мнению вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева (один из авторов законопроекта), документ поможет создать условия для развития новой отрасли и нового рынка органических удобрений.
В 2021 году в закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами было предложено внести изменения. Однако они предполагают исключение из-под требований законодательства не навоза и помета или органических удобрений на их основе, а «отходов животноводства», которые в принципе не могут вноситься в почву, поскольку размещение отходов на землях сельскохозяйственного назначения запрещено, разъясняет гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов. Скорейшее принятие документа об обращении с навозом ослабит создавшееся напряжение в секторе, снизит давление, которое оказывается на производителей из-за изменения конъюнктуры рынка, говорил он в середине апреля.
В последние годы случаи претензий со стороны госорганов по контролю (надзору) в сфере охраны окружающей среды в адрес животноводческих предприятий участились, отмечал эксперт. Общая сумма штрафов по результатам одной проверки по подобным основаниям (в том числе неправильное ведение учета, отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на продукты переработки навоза) может достигать десятков миллионов рублей.
«Необходимо срочно принимать этот законопроект», — высказывался в середине весны замруководителя Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. Документ учитывает мировую практику регулирования: в странах с развитым животноводством побочные продукты животноводства выведены из законодательства об отходах. И нигде в мире нет такого избыточного объема требований к навозу и помету, как в России, подчеркивает эксперт. Это делает российское животноводство менее конкурентоспособным и создает дополнительную нагрузку на себестоимость продукции отрасли.
Проблема возникла еще в 2015 году с внесением изменений в закон о лицензировании деятельности по обращению с отходами животноводства, напоминает Синельников. Минприроды и Минсельхоз неоднократно публиковали официальные разъяснения о том, что навоз и помет, используемые в сельхозпроизводстве, не являются отходами. Росприроднадзор же настаивает на обратном. «В результате сельхозпредприятия вынуждены бегать по судам, — сетует эксперт. — Судебная практика при этом неоднородна — в основном суды придерживаются официальных разъяснений Минсельхоза при грамотном юридическом сопровождении и защите, однако есть суды, которые встают на позицию Росприроднадзора».
Хотя требования к отходам носят формальный характер, они влекут за собой весьма серьезные издержки, акцентирует внимание Синельников. Так, оформление лицензии на обращение с отходами может занять до 6–13 месяцев и обойтись сельхозпроизводителю в сумму до 1 млн руб. За размещение отходов по законодательству также установлена плата, размер которой для всего животноводства может составить около 6 трлн руб. Если закон не будет принят в ближайшее время, то с учетом повышения затрат в 2022 году и общей непростой экономической обстановки все инвестиции в животноводство окажутся под еще одним серьезным ударом, считает эксперт.
Есть два пути решения проблемы, полагает гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. Первый — создание подзаконных актов, которые устроят Минсельхоз, Минприроды и Росприроднадзор, но они вряд ли смогут соответствовать всем потребностям животноводов. «Могут, например, поменяться руководители ведомств, и правовая коллизия вновь обострится», — допускает эксперт. Второй, наиболее рациональный, по его мнению, вариант — как раз разработанный сенаторами по инициативе бизнеса законопроект об обращении с навозом и пометом. «Документ будет регулировать переработку продуктов жизнедеятельности животных в органические удобрения. Если же предприятия не будут их производить, то навоз по-прежнему будет считаться отходом, и на него продолжит распространяться закон об отходах», — поясняет Ковалев.
Внесение органических удобрений российскими сельхозорганизациями
Важный для всех вопрос
Принятие законопроекта станет большим шагом для отрасли, вопрос давно рассматривался и лоббировался на различных уровнях, комментирует гендиректор птицефабрики «Волжанин» Людмила Костева. «Важно, чтобы отходы животноводства перестали считать исключительно опасными, особенно когда предприятие на самом деле вкладывается в переработку их в органические удобрения, — акцентирует внимание она. — Пахотным землям страны жизненно важно восстановить ценный гумус, доля которого в почвах существенно сокращена из-за активного использования агрохимикатов. В свою очередь, при правильном использовании органическое удобрение может полностью заменить химию».
В последнее время участились проверки надзорных органов исполнения законодательства в области экологии, делится Костева. И пока вопросы использования отходов производства не будут урегулированы, надзорным органам будет за что привлекать предприятия. По словам руководителя, сейчас птицефабрики не имеют возможности использовать дорогостоящие высокие технологии в переработке помета и навоза, поскольку в этом случае себестоимость конечного продукта значительно превысит возможную цену реализации.